суббота, 28 сентября 2013 г.

Я мотивирован!

В последнее время много говорится и пишется о мотивации. Много всего. Есть постоянное ощущение, что вот-вот ухватимся за секрет и станем достигать цели одну за другой, не будем отступать, не будем сдаваться. Но не ухватываемся. Иначе про мотивацию перестали бы говорить. Продолжаем искать. И я тоже продолжаю искать что-то для себя: приемы, идеи и навыки, то, что позволит мне достигать моих целей. Иногда нахожу, приспосабливаю и настраиваю. Что-то работает, что-то перестает. Понято, что это никогда не прекратится. Эта проблема не разрешима так чтобы окончательно, но это не значит, что ее не надо решать; решение в движении, в поиске.

Я думаю, каждый человек особенный и каждый по-своему вопрос мотивации решает. Но есть при этом и общие, свойственные всем людям моменты. Механизмы от постановки цели, разработки плана, начала действия и до достижения цели примерно одинаковые. И слабости, нехватка решимости, ступор, и прочие проблемы, возникающие на этом пути, тоже более или менее одинаковые.
То немногое количество осмысленно прожитых лет позволило накопить какой-то опыт. Что-то получалось, а что-то нет. Если оглянуться, можно сделать какие-то выводы. Сделаю.

Вопрос мотивации это вопрос: почему люди делают (или не делают) что-либо? На этот счет мне очень нравится одно выражение: У людей есть две причины что-либо делать. Одна хорошо звучит, а другая настоящая. Тут сразу все сказано и про отговорки и про показные какие-то заявления и про реальные действия. И еще тут есть посыл поискать то, что реально мотивирует, то, что является «настоящей» причиной. Круто когда причины совпадут.

У меня есть пример, сквозной. Сегодня утром суммарный пробег после начала почти 3 месяца назад стабильных утренних пробежек перевалил за 100 километров. Я понимаю, что это мало и, чтобы вступить в клуб «Бегунов» нужно перебежать 1000. Будем считать, что я написал заявление. Я давно собирался и не раз на протяжении жизни предпринимал попытки начать, много раз. Это не продолжалось больше 4-5 тренировок. Не выходило. Когда бежал я иногда останавливался, не хватало сил, не хватало духа продолжать. При этом еще лет в 15 при прохождении медкомиссии, кардиограмма выявила у меня какие-то шумы и "предрасположенность". Позже уже в 17 лежал в больнице с одной проблемой, но кардиолог показал и другую, подтвердил шумы: «не будешь заниматься спортом и будешь злоупотреблять вредными привычками, к 40-ка годам готовься к инфаркту…».
Это, конечно взбудоражило, но я ничего особенного не предпринял. Я хочу жить долго и счастливо, но как-то всегда думал, что у меня еще есть время. Займусь позже. Откладывал. Кстати и привычки просуществовали, пока не обзавелся семьей. Но опять же, отказ от них был не ради здоровья, а потому что я думаю это неуместно в семье с детьми. В общем, я знал, что бег мог бы помочь мне укрепить здоровье, но не занимался им так чтобы систематически и стабильно.
И вот сделав первую пробежку 3 месяца назад, я завершая выбранный по парку круг знал, что будет и вторая и дальше. Что это не как раньше. Можно сказать, что все удачно сложилось: живем в парке, погода позволяет бегать круглый год … то есть, по сути, озвучить все те «красивые» причины, по которым я не делал этого раньше (и озвучивал: «где бегать?» «в минус 30?» «Когда?!!»). Но можно поискать: было лето, сложное после отдыха время снижения моей личной самооценки, когда заработков и конструктива не много, а отдыха и расходов не мало и нужно чем-то по-хорошему удивить жену и вернуть самооценку, вернуть уверенность в себе. Показать, что я еще могу. Я не нашел ничего лучше, а может и проще и просто побежал. Мы ведь знаем друг о друге за эти годы всё. Мы вместе много раз собирались и пытались и бегали… но переставили. Пытались снова и опять останавливались. И вот я просто нашел этот выход, сказал «буду бегать» … и побежал…. и бегаю. У меня получилось, я удивил. Моя настоящая причина совпала с красивой, потому что это все-таки еще и признание в любви, в том, что мне важно ее мнение, что она все еще мотив. Еще мне повезло, я увлекся процессом, мне понравилось, возвращаясь с пробежки, охвачен духовным, а часто и физическим подъемом.

Я не знаю перебегу ли я 1000 км, попробую ли полумарафон или марафон, но я знаю, что я хочу бежать в следующий раз. Я пробегу свои очередные километры в день пробежки. Шаг за шагом. Это кстати простой, но очень эффективный прием. Не нужна мотивация ходить в зал два года или пробежать марафон, нужна мотивация и настроение на следующую тренировку, всего на одну следующую тренировку. Уж это-то нам по силам.

Если мы можем что-то откладывать, то мы обязательно отложим, нужно найти мотив, который откладывать нельзя. Я откладывал здоровье, но когда появилась семья, возник мотив, который требовал немедленного действия и алкоголь практически исчез из жизни.

У нас всегда есть весомый мотив, его надо найти. Бегать я стал мотивированный не инфарктом, внешним видом или чем-то еще, я просто не нашел чем еще показать жене, что я молодец. Я мог сделать это и раньше, но не разглядел мотив.

Еще все эти рассуждения и примеры можно обобщить вроде бы простым итогом: Я или хочу – или не хочу. Хочу и надо – делаю, не хочу и не надо - не делаю. Причем верно и обратное. Бывает мы говорим долго о том, что собираемся что-то сделать, говорим, но дела нет. Нет, значит не хотим мы ничего делать и не надо нам этого. Забыть и лучше сосредоточиться на другом. Может вернуться позже, но пока не стоит тратить время и искать оправдания – это только лишний негатив и удары по уверенности в себе. Додумавшись до этого и выслушав как-то раз желания человека заняться спортом спросил: «почему не занимаешься сейчас?» И услышал, что «вам-то хорошо рассуждать, у вас свободный график и все близко, и зал и побегать, все под рукой, а у нас работа, времени нет!». Скинул собеседнику вот такую программу и до кучи упражнения, как пример, показать, что при желании варианты-то есть. Но он не начал. Если он не нашел 15 минут, то он просто этого не хочет. Не надо тратить время на оправдания. Спорт ему просто не нужен.

Иногда я как мотивацию использую мнение важных для меня людей. Я заявлю о своих целях близким, и в момент слабости их мнение подстегивает меня. Я не хочу быть человеком, который сказал и не сделал, я напротив хочу чтобы они оценили мою целеустремленность и это помогает мне. Оказывается такой прием работает не всегда: в какой-то момент репутация может сыграть злую шутку – если всегда удавалось достичь объявленного, то в очередной раз объявляя о цели мы получим одобрение и «висты» так, словно уже достигли ее. А в сложный момент на пути к цели нам не хватит уже полученных «вистов», они сыграют против нас, ведь достижение цели не прибавит нам одобрения. Психологи наисследовали, что в такой ситуации человек склонен найти причины не достигать цели. Это интересно, но до такой репутации еще дорасти надо.

Еще один прием, до которого я дожил: я начинаю беспроигрышные дела. Есть много начинаний, где сам путь к цели будет очень полезен. Например, даже если я никогда не пробегу марафон и даже если закончу через тренировку: все равно лучше было бегать чем не бегать. Таких дел на самом деле много: спорт, новые навыки, языки и так далее. Даже часть пройденного пути даст вам много.

Иногда мы склонны искать мотивацию извне: читаем книги или смотрим фильмы, которые возможно мотивируют нас. Часто узнав очередную такую историю мы только и можем, что пересказать ее – трудно применить к себе полученные знания. Сложно примерить к себе историю про серфингистку без руки, ведь у меня их две, мы не одержимы какой-то особенной идеей, мечтой … мы не загнаны в угол, как герои многих из этих историй. Это хорошие фильмы, про сильных людей. А нам нужны силы для каждого дня обычной жизни. Мотивация для простых дел, из которых складывается наша жизнь.

Я думаю, что искать эти силы и мотивы нужно в себе, в своей жизни, а извне можно искать настроение, для этого есть много роликов (1; 2; 3) мотиваторов, музыки, словом того, что вызывает нашу решимость, настроение или улыбку.
***
Мои примеры о спорте, но понятно, что речь может идти о чем угодно, просто со спортом проще понять. Да и вообще спорт как модель жизни состоятелен: есть усилие – есть результат, нет усилия – нет результата.
Я сказал в начале «в последнее время», но вот супер мотивация и настроение из 1996-го, и понятно, что этому времени уже лет 20. (нецензурно!)
И еще литературы действительно много, но как-то нечего особенно выделить, все достаточно однообразно и типично, а многое отдает каким-то сектантством и фанатичным подходом. Понравилась такая книга, подходом несколько с другой стороны к процессу. Кстати автор женщина, вникла получше многих «волевых» мужчин.


1 комментарий :

UA-104963231-2