среда, 20 августа 2014 г.

К мечте

На наивное взрослое «кем хочешь быть?» отстреливались такими же наивными, но уже детскими «космонавтами», «милиционерами», или «путешественниками» (долго думал, что есть такая работа, ведь у них даже свой клуб был). Потом все взрослеет вместе с нами и приближается к «экономистам», «юристам» или «хирургам». А потом вообще становимся кем-то не из мечты и часто не понятно как вообще это произошло. Где я и где мечта?! Я не помню. В смысле я помню, что я говорил и «милиционером» (Жигловым или хотя бы Катани!) и «экономистом», но я не помню, чтобы действительно мечтал ими стать. Спросили – ответил. Не мечтал. Не хотел. А мечтал я стать баскетболистом. Сильно и много мечтал. И уже возраст был не наивный. Лет с 13-14-ти. Мечтал, что как-то вырасту до нужного (это с моими-то итоговыми 174-мя сантиметрами – именно мечта была, а не ожидание). Мечтал, что как-то попаду куда надо. Но это все смутно мечтал, вскользь. Зато подробно мечтал, как я буду играть. Нет. Как Я буду ИГРАТЬ. «Сыграл» десятки игр. «Выиграл» титулы, «был» капитаном с несокрушимым характером ... А стал экономистом, по диплому в смысле стал. А если по работе – так вообще не пойми кем, но суть – не тем, кем мечтал.


Сейчас я понимаю, что я никогда даже близко не имел реальной возможности такого вот выбора: стать баскетболистом. Я было бы не плохо. Дожить до своих 17-и, например, лет и думать, выбирать кем стать. Реально выбирать. Я понимаю это, потому что за это лето я прочувствовал, что для реального выбора необходимо очень много работать. Вот уже три месяца у наших детей примерно 5 футбольных тренировок в неделю. И это дает результат. Много удачных и неудачных действий, больше опыта, события и взаимоотношения. Но суть - это дает результат.
Чуть больше года назад мы начали ходить в ДФК «Дельфины» и представлялось, что через пару или тройку лет мы научимся чему-то и попробуем на отборы и просмотры в «Черно Море». Это здесь, в Варне, лучшее что есть, это цель и шанс. За прошедший год мы очень много узнали о футболе в Варне, о футболе вообще, о себе. С мая пошли в Спартак и вот уже три недели Миша просматривается и теперь уже ясно, что останется в «Черно Море». С мая 4 разных детских футбольных тренера отмечали в нем что-то, уверенно сообщая мне - «Миша - добре». Для меня-то и Миша и Арс, несомненно, одаренные и с потенциалом. Это нормально: к своим детям мы не будем объективны и не надо; чувства сильнее и ярче. Я один из их главных поклонников. Я при этом и самый строгий критик. Хочется думать, что конструктивный. И точно заинтересованный.

Арсению тяжелее, мы занимаемся год и среди его сверстников много тех, кто занимается 3, а есть и кто 4 года. Он от них отстает, но за прошедший год это отставание стало меньше. Он борется. Когда он узнал, что Мишу зовут в «Черно Море», то сказал, что «Если по-честному, я ему завидую, тоже бы хотел уже туда перейти». Мы поговорили, и я убедился, что он понимает ситуацию, понимает задачи, верит в себя, верит что перейдет. Он старается. Его не отмечали 4 тренера, так как Мишу, у него их всего 2 )), но это старание они отмечали. Это важно. В последние две-три недели у него все больше удачных тренировок и голевых действий и «Добре, Арси» от тренеров.

***
Это все я к тому, что если они будут тренироваться дальше, то они получат реальный выбор. В свои условные 17 лет они смогут реально выбрать путь, которым пойти дальше. Как минимум, на это будет сильно больше шансов, чем у было у меня.

Я помню, что думал и говорил примерно так: они попробуют себя в разном, позанимаются там одним, другим, спортом, творчеством, знаниями, где-то себя найдут, проявят. Сейчас я думаю, что это чушь. Это не работает. Поверхностное знакомство не работает. Чтобы действительно чему-то научиться - нужно время. Чтобы распробовать и чтобы быть среди лучших - нужно трудиться. Чтобы иметь реальный выбор – нужно посвятить этому много времени и отдать много сил.

Сегодня утром пока Миша занимался в «Черно Море», в кучке родителей ожидающих всю тренировку своих детей у дверей, я очень хорошо почувствовал надежду. Все эти люди переживают и надеются, что их ребенка возьмут в команду. Что они будут в числе тех 20-25 детей, кто будет тренироваться дальше. И они надеются, что из этого что-то получится. И я их понимаю: они хотят лучшего для своих детей. Эта работа - мечта, это «социальный лифт» и это еще бесконечность аргументов в пользу того, чтобы стоять там утром под дверью и надеяться. Я скажу больше: я понял, что я мечтаю, чтобы у моих детей вышло.

Понятно, что мы все мечтаем «размыто» чтобы наши дети жили счастливо, были здоровы, нашли себя в каком-то деле и хорошо зарабатывали, но в последнее время я мечтаю конкретно. Я мечтаю, чтобы у них была реальная возможность такого выбора: стать профессионалами. Я знаю, что это значит. В смысле и на следующую нашу с ними тренировку, что именно надо отработать, и что надо сказать перед занятиями, и что сделать и на много лет вперед знаю. Думаю что знаю, как их увлечь, как увидеть эту мечту в их глазах. Понимаю, что это долгий путь. Хочу его пройти, все равно уже начали.

Кстати, про увлечь: это ведь естественно, что я пытаюсь увлечь их тем что люблю и понимаю сам, это даже может неизбежно. В итоге, футбола много не только на тренировках - смотрим матчи, моменты, записи их тренировок, обсуждаем, играем на X-Box и вот читаем как сказку вслух «Я – Златан» - интересный путь и много поучительного. Увлекаемся.

Не думаю, что навязываю им свои мечты. Уверен, что увлечь чем-то необходимо, иначе вероятнее всего получится стать «никем» и не уметь хорошо «ничего». Да и на футболе я не зацикливаюсь, это просто первый выбор, если уж выбирать. Просто с него мы начали. Мы точно будем пробовать что-то еще, не в спорте, Арс, например записался в театральный. Но раз сейчас мы занялись именно футболом, нужно погрузиться, нужно отнестись к этому как к мечте. Тем более, что футбол вообще и эти тренировки в частности, на мой взгляд, состоятельны, как модель ЖИЗНИ. Все от постановки цели, до старания, упорства и удачи. Есть действие – есть результат, нет действия – нет результата. По крайней мере, мы научимся этому, оно точно пригодится.

Еще со всеми этими тренировками и играми очень много наблюдений и мыслей за детьми, за их поведением, реакциями. Материала много - больше 120-ти тренировок я пронаблюдал за последние 3 месяца. Чего только не было. Разные тренеры, разные партнеры и команды по-разному видят наших пацанов. Восприятие и ощущения ребенка тоже разнится. Все интересно. Все не просто. Много попробовано разных подходов, через ошибки нащупаны эффективные. Я узнал их лучше. Они, полагаю, лучше узнали меня. Больше общения, надеюсь, больше доверия и ближе отношения. Чувствую что то, что делаю это хорошо и правильно. Что это нужно.

***
На последней тренировке в «Дельфинах» у Арсения тренер предложил интересное упражнение, точнее это был обычный «вконцетренировочный матч», в правила которого он внес изменения. Многие юные футболисты поняли и приняли новые правила, но не было тех, кто был уловил, как нужно изменить свои действия. Ну, кроме очевидного, в остальном - не перестроились. Большинство вообще восприняло в штыки – «Что за тюрьма!?». Арс был среди таких. Отыграли первые две команды, и пока играли еще две я объяснил сыну суть задания. Изменения гипертрофировали игру, они преувеличивали ее суть. Сказал следующее:
Важно понять, что игра идет все время. Все время: когда мяч у твоей команды, когда у чужой, пока пауза в игре в связи со свистком, близко ты к мячу или далеко – игра идет все время. И все это время надо ИГРАТЬ. Не только когда у тебя мяч, или мяч у соперника рядом, то есть не только тогда, когда ты в центре эпизода с мячом. Все время нужно соотносить свое положение на поле и задачи, которые ты на поле должен решить. Всегда необходимо готовить ситуацию, двигаться, смотреть по сторонам, оценивать свое положение и положение всего остального. Это суть игры. Следить за изменением ситуации, не останавливаться, иначе ты выпадаешь из игры, иначе ты ЗА БОРТОМ…
Я поймал себя на мысли и сразу спросил у Арса – «Не кажется, что сказанное похоже на что еще?» - «Да, на жизнь».

Вот так.
Может быть так, что я был на этой тренировке, и на многих других до этого, только для того, чтобы понять, увидеть и объяснить именно вот это. Возможно, в этом был весь мой смысл, для этого я и нужен.

Удачи, а мы пока продолжим тренироваться!

1 комментарий :

  1. все в точку! Надеюсь, вам повезет с тренерами и учителями- очень важный элемент на пути к профессионализму!

    ОтветитьУдалить

UA-104963231-2