Давно нравится эта метафора: банка, наполненная важным, обычным и мелочами и все это вместе символизирующее жизнь. Нравится, потому что удачно и понятно сразу, что к чему. Когда в первый раз это увидел, впечатлился и решил что когда-нибудь сделаю. Настало когда-нибудь. Помня, или даже так: зная, что именно важно, сделать эту модель жизни решил с детьми.
Итак, у нас было:
Вот так додумалась старая и может избитая «банка» и добавилась динамика. Арсений с ошеломлённо-прозревшим лицом, а Миша со счастливым и заполненная и закрытая банка - такой итог. Я надеюсь хоть чуть-чуть из того, что я говорил в процессе они поняли и когда-то вспомнят и задумаются может, при случае.
банка - жизнь;
шарики – близкие люди и важные дела;
галька – знакомые и дела не столь важные;
песок – мелочи, какие-то развлечения может и так далее, но суть, то что не главное;
воздушные шарики – это я дальше поясню к чему.
Поехали.
В результате быстрого совещания было решено, что мы делаем Мишину жизнь. Модель Мишиной жизни. Я объяснил, что чего именно означает и спросил: чем начнем заполнять «жизнь»? В педагогических целях было бы не плохо начать с песка – это было бы показательно. Так и получилось – высыпали мы весь песок в банку. Что дальше? Дальше стало понятно, что мало чего еще можно уместить.
Вернули песок и после нескольких объяснений начали наполнять с этими новыми знаниями: сначала самое важное, потом менее важное и потом мелочи.
Кивая и с умным видом дети заполняли Мишину «жизнь», давая имена и названия каждому камешку и тем более шарику (заодно вспомнили много дел, людей, увлечений и развлечений).
Подкладывая крупное и подсыпая и утряхивая периодически песок и не забыв про воздушные шарики, мы дошли до краев.
Думая о такой модели жизни мне все очень нравилось: границы банки, как предел времени, последовательность заполнения, и важность того, что все имеет значение и мелочи в том числе, все нужно.
Но меня волновал вопрос динамики: жизнь ведь не стоит на месте, все меняется. Я предполагал, что если все верно заполнить, то когда жизнь поставит вам «подножку», «нагнет», то ничего сильно страшного не случится, что-то чуток просыпится, но не все.
Не все, потому что последовательность правильная. Важное держится за менее важное, а между всем этим мелочи и это все крепко. Это оказалось верно. «Упали»… «поднялись»... «оправились» … «живем дальше».
Еще предполагал, что метафору можно продолжить и представить, что кто-то важный, например «друг» оказался «не друг и не враг, а так…». Или дело какое-то любили, важным было, но прошло это и другое важное теперь. В общем, символизируя этот процесс шарик можно смять, он останется там в «банке» (в вашей то есть жизни) и это правильно, не надо его выковыривать, все вокруг переваливая. Смятый, скомканный он станет занимать меньше места, он был вашей жизни и остался в прошлом. Это мне нравилось. Но есть и обратные ведь случаи. И пока мы наполняли банку, я детям изложил такое предположение: Миша все правильно делал, в верной последовательности, жизнь его полная и крепкая, яркая у Миши жизнь. НО вдруг Миша встретил хорошую и красивую девочку и влюбился. Куда ее? Девочку-то? Любовь? Что-то разрыть, повыбрасывать и освободить место? Вот тут и приходит время воздушного шарика: надуваем и все лишнее из вашей жизни вывалится и для «девочки и любви» место найдется (и это получится если вы не сильно банку трамбовали))). Можно себе представить что у кого-то этот шарик вытесняет все. И так ведь бывает.
Миша пока это все слушал с таким лицом счастливым сидел, будто уже встретил. Жизнь продолжается и вот уже у Мишы и девочки новость: пришло время второго шарика! Ура семья станет больше! И снова надуваем и снова выталкиваем лишнее. Да, жаль, конечно, что чего-то не будет больше, или кого-то. Но вот так вот. По-другому не получится – «банка» не резиновая. Прощайте, а наша жизнь наполняется новым. Чем-то интересным, хрупким (кстати шарик!) и особенным.
Вот так додумалась старая и может избитая «банка» и добавилась динамика. Арсений с ошеломлённо-прозревшим лицом, а Миша со счастливым и заполненная и закрытая банка - такой итог. Я надеюсь хоть чуть-чуть из того, что я говорил в процессе они поняли и когда-то вспомнят и задумаются может, при случае.
Еще я скажу про вид банки. Ну может интересно будет кому-то тоже сделать. Я когда видел – там было все красиво, шарики и галька прям видны были и еще потом добавилась фраза: «и если все правильно, то всегда найдется место для пива» ну и пиво тоже выливалось в банку. Пиво я опустил умышленно. А вот что касается красоты: можно было выложить все аккуратнее и не сильно утрясать песок, тогда будет видно что в банке… Но, помня больше о педагогической цели, я на это не стал внимание заострять, а наоборот, нашелся и сказал, что не обязательно чтобы все было «напоказ», чтобы все было про вас понятно, то что «песком» прикрыто, даже и не плохо. Отмели мы эстетическую составляющую, она у нас была "песком" в этот раз.
Ну и банку мы закрыли, просто крышка с ручкой удобная, да и перевернуть не так опасно теперь. Но обсудили, что "жизнь" закрывать не надо, пусть будет она открыта для нового, интересного.
***
Все вроде. Мне процесс понравился. Ксения говорит, что теперь песок у нас почему-то по всей квартире. Ну вот кто бы мог подумать )))
Привет. Очень педагогично, но может быть рано:)
ОтветитьУдалитьПривет. Может, но рано лучше чем поздно. Когда будет "самое время" - пост им покажу, вспомнят.
Удалить