воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Усложнил

Нравится наблюдать за людьми, за поведением, думать о мотивах. Конечно, не обо всех людях речь, а о тех, кто ближе, кого знаешь. Такая получается семейная или личная консультация, которая не выходит за пределы моей головы. В смысле, что я не навязываю то, до чего додумался, не учу никого, как жить, что правильно или нет. Хотя это не только из-за позиции не лезть не в свои дела, но и потому, что я знаю, что никакого «правильно» нет, и никогда не было. Но это другой вопрос, о нем как-нибудь позже. Если бы мне все еще было 18-19-20 лет выбрал бы этот путь. Стал бы консультантом. Говорят, что и сейчас не поздно, но видимо не так сильно хочу раз не начинаю сейчас. В общем, думаю, наблюдаю, и почти всегда это приводит к мыслям о завале проблем в воспитании и взаимоотношениях. С другой стороны я привык, что тут чистое ханжество, что родители консерваторы в своих моделях и что никакое последовательности и системы нет, логики, как правило, тоже. 

Недавно дали много пищи для размышлений и разных ситуаций – приехали гости, одни, а потом вторые. Со стороны я увидел много нового. О том, как что-то делают другие ты можешь знать с их слов, или видеть то, что они готовы тебе показать, когда люди не одни, не внутри семьи. Иллюзий нет – конечно, и тут я увидел то, что показать хотели. Но я знаю, что не редко эмоции из-за близких, реагируют быстрее разума, потому видел и то, что может и не готовы были показывать. Да и текучка, быт, жизнь день за днем сделали картину полнее. Мне интересно было не тот как другие, а то, как это в сравнении с нами, не кто правильнее, а вот именно разница. А разница будет обязательно

Гостевание привело к тому, что дети все время вместе и управление и воспитание их происходит совместно. В смысле должно происходить. Но помним, что никакой системы нет, есть только вспышки и импульсы. В итоге дети начинают чувствовать эту разницу на себе и возникают тупики. Все время до того их учили так, было принято так, а теперь вдруг иначе. Это стресс. Они чувствуют разницу быстрее нас, быстрее нас находят слабые места в этой новой системе, быстрее нас начинают их использовать, перенимая неправильные модели, взывая к неправильным основаниям. Вряд ли они думают об этом, так как я, вряд ли раскладывают: они просто хотят чего-то и просто ведут себя так, чтобы это получить. (на третий день наш Миха понял, что к его целям приближает обычное ябедничанье, на четвертый понял, что реакция на ябеды разная, и стал ябедничать тем, кто просто реагирует и не разбирается в чем дело, а на пятый ябедничал тому кому надо на того на кого надо. Адаптировались все дети. Можно найти плюсы – адаптировались! Хорошо, это жизненный урок! Но это не так однозначно: с теми же ябедами мы давно и долго говорили, что это поведение неприемлемо, а тут вот это дает результат и нашли слова превратились в пустые. Это один пример и я бы сказал мягкий. Пример, где что-то стало работать, а много примеров где перестало. Объяснения, перестали работать совсем)

На самом деле я не знал как себя вести. Не знал что делать. Бессилие. Я был неправ. И сейчас не знаю, как было правильно, но так не надо было. Я не согласен с теми методами воспитания, которые вдруг распространились на моих детей, но как-то неудобно начинать высказывать гостям все это… ну они же в гости приехали, отдохнуть, ну ни чего страшного, это не надолго, объясню своим, что это временное неудобство…. Ну и прочие такие вот вежливые ужимки, за которые стыдно и смысла в которых нет, цена которым, в том числе, слезы. Тоже интересно почему так принято, почему как-то неловко сказать то, что думаешь, как-то невежливо. Ты ведь не чтобы обидеть, напротив, человек тебе важен, это близкий тебе человек и что-то у него не так, но как-то включается «куда ты лезешь?!» - и никуда не лезешь. И только хуже от этого. Интересно и к этому можно вернуться, а пока вернемся к ситуации. 

Мне не нравилось: дети не виноваты, что взрослые разные, но расплачивались за это они. А дети-то мои, что для них плохо, то и для меня плохо. Статус наблюдателя был послан подальше. Я стал вмешиваться. И это детей тоже сбило с толку: сначала не вмешивался, теперь новые правила, опять. 
В общем простая вроде ситуация на деле оказывалась все время напряженной и конфликтной. Беспокоился, думал и в итоге у меня на этот счет оформились простые вроде принципы воспитания: 

Принцип последовательности. Формирование авторитета. 
Принцип не противоречия. Нельзя кричать, что нельзя кричать. 
Используй методы, которые работают! Не используй методы, которые не работают! Не надо если не получается и не понимают все равно пытаться что-то сделать так как получалось и понимали раньше, только потому, что лень подумать о новом или не хочу признать что не прав. 

Я думал, чем продолжить и понял, что принципы эти никак от ситуации, из-за которой я стал об этом думать, детей не спасут. То есть, хорошо конечно, что я что-то взвесил, сформулировал, буду пытаться следовать. Это даже нужно. Но я же не буду все время рядом с ними. Не буду им объяснять что логично, что правильно, что последовательно, что важно, кого надо слушать, а кого нет. Я тревожился, переживал, но не так уж это все страшно было. Просто обострилось, перед глазами было. Но дети ведь в подобных ситуациях часто: очевидно ведь что не все принципы и подходы в школе или на каких-то секциях совпадают с подходами родителей. Да и потому целую жизнь им с этими различиями сталкиваться, решения принимать. А тут что случилось? А именно то и случилось: условия изменились, правил очевидных нет, никто никаких подсказок не дает, прощупали, поняли, вжились. Жизнь идет. 
***
Вот в этом и дело. Можно сказать, что все воспитание должно свестись к формированию подобных навыков: самим выбирать, объяснять, думать, приоритеты расставлять, ответы искать. Цель именно такая. И выходит, что они что-то уже могут. И может даже инстинкты это, и никакого нашего родительского участия нет, не важно. Важно, что они могут. "Гости" мне это показали. Спасибо даже. И как-то спокойнее. Потому что ведь придет время принимать самостоятельные решения, как и где жить дальше, кем быть и какими быть. И если нам придется быть рядом с ними и за них все решать, то это провал. И конечно в эти дни мы будем рядом, и они будут знать наше мнение, но пусть мы будем просто наблюдателями. Радостными, гордыми наблюдателями. Все получится.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2