пятница, 28 марта 2014 г.

Система баллов. Проверено. Работает ))

Развернуто пост можно назвать так: "Система баллов как инструмент вырабатывания полезных привычек, поощрения, "наказания" детей". Звучит как название учебника ))))

Предыстория.
Разделись - бросили, поели - оставили посуду. Преодолевая детскую комнату ноги можно сломать. И ничего особо не хотят (вернее не проявляют инициативы), кроме как играть, в том числе в компьютер, смотреть мультики. А ты задаешь бесконечные вопросы: Уроки сделали? Зубы почистили? Свет выключили?
Знакомо?
И вроде большие уже. Где самостоятельность? Ответственность? Заинтересованность? Разговоры помогают не надолго. Делаешь подсказки, мотивируешь... чувствуешь себя заведенной говорилкой ))) да и быть постоянно на позитиве, подавая пример, вовлекая в деятельность - роботом надо быть.

Короче пять месяцев назад наступил у нас с Женькой момент отчаяния ))) почитали в интернете, что-то подсмотрели у друзей, обсудили каких результатов хотим - вывели свою систему баллов.

Что из себя представляет.
Вместе с детьми составили таблички: за что начисляются/вычитаются баллы, на что их можно тратить. Из цветной бумаги нарезали баллы, подписали файлы-конвертики.
Скачать архив с нашими табличками можно здесь.




Так это всё выглядит в детской.

Как работает.
У детей есть обязанности, не выполнение которых создает бардак работу другим членам семьи (мне в основном). Это заправить кровати, убрать за собой одежду, посуду. Уборка игрушек тоже, но тут все сложнее, игры продолжаются постоянно ))
Если они выполняют эти обязанности (в том числе уроки) без напоминания, то только в этом случае получают баллы. Если же кто-то из родителей указал, что кровать не заправлена, а одежда валяется по комнате - исправить это нужно, но баллы уже не даются. Одежда так и валяется целый день - баллы отнимаются. За не сделанные уроки баллы не отнимаются, в школе сами будут отвечать, будет стыдно или будет двойка.
Цель - помнить про свои обязанности, формирование привычек.

Если обязательные дела сделаны, в комнате чисто или по крайней мере оставлен только "долгострой" - тогда у каждого есть 1 час игры в компьютер или приставку (на джойстиках). Этот час "бесплатный".
Можно за баллы поиграть дополнительное время.
Но если дела не сделаны - использовать "бесплатный" час нельзя. А если пацаны не смотря на правила садятся играть (это случается чаще когда нас дома нет) - тогда штраф ))

Есть много дел, выполнение которых помогает набирать баллы, это уже не обязанности. Зарядка или подвижные игры в x-box kinect, помывка посуды, партия в шахматы и т.д. - это все постепенно входит в жизнь и сознание.

Периодически придумываются сами собой джек поты, можно получить большое количество баллов за то, что у тебя раньше не получалось, но в результате стараний и тренировок - вышло. К примеру это набивание мяча сколько-то раз (мальчишки занимаются футболом), или победить папу по количеству отжиманий (было время вообще не могли, или отжимались как попало, сейчас отжимаются качественно более 15 раз, скоро Женьку перегонят)))

Бывает надо выработать какую-то привычку, к примеру у нас проблема с вечерней чисткой зубов (утром чистят сами, а вечером забывают напрочь), тогда вводим это действие и на время даем за него повышенное количество баллов. Стимулирует.

Старания на тренировках/занятиях оцениваются каждый раз по разному, в зависимости от приложенных усилий. Тоже самое и с разными делами, если в чем-то проявили инициативу и помогли - баллы даются как поощрение (но они и за спасибо стараются, не подумайте).

Мешок с баллами лежит в свободном доступе, часто дети сами берут заработанные баллы, предварительно известив нас за что и сколько. Бывает мы проверяем, действительно ли все так, как они говорят. Так что тут еще доверие и честность воспитываются.

Что это даёт.
А много всего.
Мальчишки стали делать многое сами, без напоминания. У них есть стимул набрать больше баллов и по возможности совсем их не терять, это постоянно в голове. Они планируют как их потратят. Например Миша загорелся идеей купить однокласснице колечко на 8 марта и намеренно копил баллы, потом поменял на деньги (курс 100 баллов - 10 лев) и сделал покупку. После просмотра Лего. Фильм / The Lego Movie - они копили баллы и покупали лего-человечков этой серии. Они научились кооперироваться, т.е. собирать вместе на что-то что интересно двоим. Изначально они копили на то, чтобы больше играть, но это прошло. И часто после завершения "бесплатного" часа спокойно отходят от компа и продолжают играть сами. У них больше мотивации для занятий спортом и появляются видимые результаты, новые умения.
Опять таки - это дисциплинирует нас, родителей. Без взрослых эта система не работает. В основном на нас ложится "карательная" роль )))) ну а как... если баллы будут только прибавляться, будет не интересно.

Система очень подвижная, таблички у нас менялись уже несколько раз. Опять таки в каждой семье все индивидуально, кто-то подумает что требований слишком много, а кто-то возложит на своих детей больше обязанностей. Но за основу ее можно смело брать и пробовать.

6 комментариев :

  1. класс! спасибо, пригодится!

    ОтветитьУдалить
  2. На долго ли вас хватит с этими баллами

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 5 месяцев уже... а дальше на сколько хватит, значит на столько было нужно )) когда-то просто потеряет актуальность. Но сейчас реально помогает.

      Удалить
  3. спасибо! будем пробовать...может уже и поздновато в 9-10 лет, но лучше поздно....))) Я бы начала умничать, что мы из без мотивации выросли правильными, но в век процветания товарно-денежных отношений надо и детей к этому готовить...в крайнем случае - пытаться это сделать))) + есть тонкость отношения дети/родители: вариант, когда родители пришли/ушли на работу, и вариант, когда все семейство варится в одном пространстве , если родители фрилансеры ( у меня такой вариант)... Нужны правила, чтобы гармонично сосущестовать на общей территории, а не становится заложниками ситуации))))
    спасибо еще раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется если есть потребность, можно смело модернизировать под более младший или старший возраст. Арсу нашему тоже 9 уже и ему как раз такая система больше нужна чем малому, в силу характера. Кардинально поменялось отношение к уборке, раньше мог часами "наводить порядок", а по факту просто тянуть время. заканчивалось все моей истерикой. Сейчас знает что уборка - это не страшно, ее можно сделать легко и быстро. Это всего лишь один пример из многих.

      Удалить
    2. да, графа "сделать уроки" например нам не нужна))) Он уже знает, что учится надо только ему, мы свое отучились) А вот для зарядки и уборки конечно нужна мотивация....Сильная штука эта "мотивация"))))

      Удалить

UA-104963231-2