среда, 7 января 2015 г.

Детям о деньгах


Вопрос их взаимоотношения точно не рядовой. Через деньги можно понять самостоятельность и ответственность. С их помощью можно научиться ценить свое время и расставлять приоритеты. А можно из-за них же потерять уверенность, испугаться, утратить независимость, стать рядовым потребителем. Да еще и все время проскальзывает, что любить деньги не хорошо, думать о них – тоже, что не в «деньгах счастье». 

Понятно, что тема противоречивая, сложная и запутанная. Мы закончили с детьми чтение книги «Мани или Азбука денег». Чтение стало их первым осмысленным знакомством с вопросом денег. Книгу эту нам тут посоветовала Лера – за что ей спасибо. Из благодарности ясно, что нам понравилось. Причем именно «нам» – и взрослым и детям. Я читал, а дети с Ксенией слушали.

По содержанию спойлерить не буду, но общими соображениями поделюсь. На тему денег для детей вообще книг не так много, но эту стоит прочесть не только из-за редкости. К Бодо Шеферу и подобным авторам «ура-мотивационных» книг можно относиться по-разному, но он точно прав, что такой продукт как книга о деньгах для детей нужен. В книге от простого к сложному, идет развитие идей обращения с деньгами. То есть, возрастное окно широкое, думаю от 8-ми до 12-13 можно смело читать и обсуждать. Понятно, что чем старше, тем больше усвоят. 
Мы в процессе чтение останавливались для обсуждения часто: и чтобы проверить как поняли услышанное дети и чтобы разъяснить какие-то новые для них понятия или мысли. Наш, почти 8-ми летний Миша просил дополнительных пояснений только ближе к концу. Основные же вещи детьми были поняты и что-то даже применить успели: копилки сделали, решили, как распределять накопления и стали задумываться перед покупками или просьбами что-то купить. Фраза «А нам точно нужно это покупать?» у нас заработала. Мы даже развили ее немного и пытаемся заодно определить полезность покупок. В итоге дети поняли, что пользы в пятидесятом наборе Lego не так много как в первом и вообще недостаточно, чтобы продолжать хотеть его купить.

По началу, Арсений многое воспринимал буквально, не как подход, а прямо собирался повторить то, что происходило в истории девочки Киры. Было полезно обсудить с ним значение подхода, общей идеи, принципов. Он в итоге теперь активно в речи использует слова типа «метафора», «образно» и подобные. Когда дочитали книгу, Арсений попросил ее не удалять (я и не собирался), потому что он не все запомнил и хотел бы иногда перечитать и потом понять и запомнить больше. Это точно знак, что Арс понял важность вопроса.

Понятия «деньги», «заработать», «потратить», «доход», «копить», «распределять» и так далее можно разобрать и так с детьми. Сесть поговорить, объяснить. Но в книге это все вплетено в историю, все под «одной крышей». Еще одним плюсом книги является возраст и, давайте скажем так «обычность» героини. Дети слушали и были уверенны что все ей сделанное и понятое им по силам. В итоге много чего поняли, и как сказал уже, даже применили. А так же услышали какие-то новые понятия, в которых может не на 100% разобрались, но в следующий раз всплывет и уже будет к чему цепляться этой информации (например «акции», «фонды», «облигации» ...).

Я по прочтению для себя сделал вывод, что навыка копить у меня нет, но иметь и его и накопления хочется. В детстве я либо ничего подобного не слышал, либо слышал/читал, но не понял. Но скорее все-таки первое. В книге были утверждения и мысли, до которых я тоже сам дошел и додумался, но через кучу «шишек». В общем: для детей будет полезно, советую.

***

К книге отличное послесловие, где некий профессор Юрген Циммер поставил немного неожиданные вопросы: роль системы образования в воспитании детей готовых правильно относиться к деньгам, в воспитании предпринимателей.

Чего только стоит: Приобретает контуры вариант катастрофы образования: она состоит в том, что педагогической науке практически нечем ответить на массовую безработицу. Все в большей степени образование лишь в том случае будет означать подъем по социальной лестнице, а точнее, уверенность в завтрашнем дне, если люди научатся развивать в себе предпринимательское видение.
Тема тоже для нас актуальная и это интересный аргумент. Обдумать, обсудить новую точку зрения тоже будет полезно полезно.

Ну и порадовало «Кто хочет стать чемпионом, рано начинает тренировки» - это прямо в «кассу». Послесловие для родителей и фразу эту с ее понятным образом, я, родитель, уже ввернул и еще не один раз использую в объяснениях для наших чемпионов и миллионеров.

***

Уже дописывал, подошел Миша и поинтересовался, что я делаю. В итоге попросил скачать ему аудио-версию. Нашли, сидит теперь слушает.


Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2