понедельник, 11 мая 2015 г.

"Глупости онлайн"

Воспитание, воспитание, развитие, развитие, развитие. Процесс не закончится никогда. Мы родители, нам интересно, тем более на себя взяли этот процесс полностью. Спрашивать только с нас теперь, школой или еще чем-то объяснить проблемы не получится. Ответственность активирована. При этом, я не могу сказать, что учись дети в школе, ответственности было бы меньше. Я это к чему: у наших детей есть различия в поведении и это нормально, разные люди, родившиеся даже в одной семье, но с интервалом же, а это уже другая семья – старше и опытнее на пару лет. В общем, различия – нормально, но интересна природа различий, интересно, как с одним заниматься и строить воспитание, а как с другим. Понять как, и зачем что-то делается – это для меня вообще идея фикс.

Этим интересом обусловлен в последнее время мой выбор литературы.
Любому родителю точно, да и вообще любому современному человеку, стоит прочесть книгу «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета» - Гэри Смолл и Гиги Ворган – как я понял, семейка.

Все время волнует вопрос, как влияет интернет, компьютерные игры, социальные сети и другие современные «радости» на ребенка, на развитие, на мозг. У меня этот волнительный вопрос обычно возникает не сам, а следом за утверждением, что сейчас много иначе, чем когда росли мы. И да, я понимаю, что скажут, что люди не меняются и человек остается тем же самым человеком, с теми же в общем-то потребностями и желаниями, моделями поведения и так далее, но я утверждаю что среда меняется сильно. Я думаю так сильно, что это должно волновать всех.

Постоянным фоном воспоминания разных родителей о том, что «вот в моем детстве…», «я в его годы…» или «мне никто ничего не объяснял». Это здорово, что у родителей хорошая память, только от этих воспоминаний мало реальной пользы в воспитании детей в наше время. Воспоминания и не для пользы нужны, но большинство норовит их как-то обязательно применить. В нашем детстве не было столько факторов отвлекающих наше внимание, не было столько задач для мозга, сколько есть в детстве наших детей, не было столько соблазнов. Это главное.

Учебный процесс, развитие, социализация – все должно происходить с обязательным использованием новых технологий. Нельзя просто взять и выключить «интернет», убрать компьютеры. Детям жить в мире, где это все необходимо, и проигрывать уже на старте отказываясь от технологий – ошибка. Но самотек здесь вообще не вариант. Потому что на одну полезную минуту придется десять бесполезных. Океан мусора, бесконечное мелькание информации расщепляющей внимание, постоянное дробление времени, многозадачность и невозможность сконцентрироваться. Явно не этого хочется.

Как этот цифровой мир влияет на развитие ребенка, и как на мозг взрослого человека - вот о чем речь в книге. Приводится очень много исследований о работе мозга, во время то или иной деятельности, выводы остаются за читателями. Подробно показано, как сильно может быть влияние цифровых технологий на развитие эмпатии (емкое понятие и необходимое условие общения, заинтересуйтесь - почитайте). 
Мне понятно, что есть большая проблема и «цифровой мир» живет по законам рынка: производителями движет прибыль, а не забота о развитии совершенного и справедливого общества. Эти сопли вообще мало, кого волнуют, важно, чтобы товары продавались. Но последствий не избежать, и многие из них опасны. Законы и исследования не успевают за рынком, например, только спустя много смертей возникли запреты на разговоры по мобильному за рулем, а печатать за рулем сообщение - еще опасней. Но не только законы не успевают, главное, что мозг не готов. Он тоже не успевает за стремительным развитием, за ускорением поступления информации, ему просто не хватает внимания и ресурсов. Это напрямую влияет на наше состояние, настроение, производительность. Причем если наши дети растут во время, когда все это становится нормой, все естественно - в их жизни интернет и компьютеры были всегда, то для взрослых ситуация сложнее. У взрослых нет защиты, они чаще становятся зависимы, их внимание не готово совсем. 

Не буду стращать дальше, и не подумайте, что я считаю интернет, компьютеры и так далее – злом. Нет, пользы много, она бесспорна, но при бездумном использовании вред перекрывает любую пользу. В примерах и различных ситуациях, приводимых в книге, о зависимости от цифровых технологий, дефиците внимания, неспособности сосредоточиться и постоянном отвлечении и переключении с одной задачи на другую, узнал всех близких и знакомых и, конечно, себя. Мы не изолированы, это касается всех.

Мне лично удалось извлечь ощутимую пользу из этой книги в организации своего рабочего времени. Простая вроде бы вещь, про «одна задача в один момент времени», но реализовал и получил результат – продуктивность выше, а нервов меньше. Главное же, понял некоторые причины «разности» наших детей, их желаний и такой тяги некоторым бесполезным и даже, как показывают исследования разрушительным занятиям.

Еще скажу, что читая, был в полной уверенности, что данные свежайшие, что это все вот-вот только «из печки», но оказалось что книга 2011-года. Значит, большинство исследований, на которые она опирается - за 2007-2008 годы. Тут же подумал: «да что они там вообще знали про интернет в своем 2007 году? О каком отвлечении внимания речь? Ни планшетов, ни смартфонов!!!». Но уже в то время обозначилась масса проблем, представляете, что же сейчас происходит в головах? Я не представляю. 

Книга легко читается, при том, что читать целиком ее не обязательно совсем, половины – а это первые 5 глав - достаточно чтобы понять и узнать очень много. Для того чтобы как-то определить свое место во всем этом новом мире можно прочесть и главу 6, лучше это делать с карандашом. Остальная часть книги не так полезна и, по сути, является справочником по использованию современных технологий для тех, кому за 50…или даже 60.

Это то, что надо прочитать (ну настоящий must read) и что не очень порадует, встревожит, такое у меня ощущение. Но задуматься надо.

Кстати, теперь, вслед за мной книгу читает Арсений, я так решил что ему надо. Читает, делится соображениями и обращается за разъяснениями.

Причем я знаю, какую книгу он будет читать после: «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» - Ася Казанцева (вот почему «глупости» в названии поста!). Я правда прочел в обратном порядке их. И вам советую начать именно с книги Аси. Увлечет мгновенно. Книга очень насыщенная, когда читаешь, ощущение, что "плотность" интересной информации, на страницу просто огромная. 

Это, опять же, книга о том, как работает мозг, почему мы делаем что-то, о механизмах. Раскрыта биология разного рода зависимостей, много информации о причинах настроения, о самооценке, поступках, уверенности в себе и так далее. Тут я выделять отдельные главы не буду, прочитать стоит все, причем автор предлагает, для тех, кто плохо помнит школьную биологию, начать со специальной (последней), отдельно вынесенной главы. Я темы этой школьной биологии не то что не помнил, я не знал этого никогда, но книга прочиталась без проблем. 

Книга для всех людей )) и для родителей, в частности. Куча обоснований разного поведения, без заумностей, а ровно в необходимом количестве. Что приводится – то нужно знать, а тут еще и шанс узнать все в формате, будто-то бы непринужденной беседы с автором, разбавленной шутками и самоиронией. Кстати, как минимум, вы будете чаще обниматься с близкими.

Для меня радость от книги в том, что эти вопросы вообще кто-то подал, раскрыл, но особенной книгу делает то, что сложные вещи поданы просто. Думаю, и ребенок поймет, а понимать там есть что. Этот тот случай, когда предупрежден, значит вооружен.

В общем, я рекомендую «вооружиться» с помощью этих двух книг, это не просто интересно, это полезно и важно.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2