Обучение, образование и развитие – домашнее, классическое, инновационное или какое угодно еще, может и должно быть оценено только с точки зрения компетенций.
Чтобы без недопонимания:
Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
Один из главных теоретиков и практиков развития образования и творческого мышления Кен Робинсон (В книге, соответственно, Кена Робинсона и Лу Ароники «Образование будущего. Как вырастить талантливого ребенка») приводит 8 (восемь!) компетенций, которые должны быть развиты в результате обучения.
Не конкретные знания, умения и навыки, а способность работать с ними, использовать, создавать из них что-то продуктивное – вот что главное.
Не важно, какой из форматов образования Вы выбрали для своих детей, главное, чтобы он обеспечивал развитие этих 8-ми компетенций. Обычная классическая и самая заурядная школа, дома в семье, в частной супер-хай-тек школе или смеси разных форм образования: если их развитие происходит, значит выбор верный, если нет – необходимо что-то менять.
Не поленился, пожалуйста, список компетенций:
Любознательность – способность задавать правильные вопросы и исследовать, как устроен мир.
Креативность – способность вырабатывать новые идеи и применять их на практике.
Критичность – способность анализировать информацию и идеи, формулировать обоснованные аргументы и выносить суждения.
Коммуникативность – способность четко и уверенно выражать мысли и чувства разными средствами и в разных формах.
Коллективизм – умение конструктивно работать с другими людьми.
Сострадательность – способность сопереживать другим людям и поступать соответственно.
Самообладание – способность наладить контакт со своим внутренним миром и достичь душевного равновесия.
Гражданственность – умение конструктивно взаимодействовать с обществом и участвовать в процессах обеспечивающих его существование.
В продолжение темы приведу список из 10 профессиональных навыков, которые будут востребованы в 2020 году (список «гуляет» по соцсетям и, видимо, является итогом обсуждения проблем рынка труда и обучения будущих специалистов на экономическом форуме в Давосе):
1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Решение комплексных задач Complex problem solving)
2. Критическое мышление (Critical thinking)
3. Креативность в широком смысле (Творческие способности Creativity)
4. Умение управлять людьми (People management)
5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others)
6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence)
7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making)
8. Клиентоориентированность (Service orientation)
9. Умение вести переговоры (Negotiation)
10. Гибкость ума (Когнитивная гибкость Cognitive flexibility)
Очевидно, списки перекликаются, хотя первый шире. Первый - список для жизни, в том числе и для работы, второй - только для работы.
А я вернусь к своей песне: обеспечить развитие вышеперечисленных компетенций у наших детей должны мы – родители. Что-то они разовьют в школе, что-то на тренировках, что-то через общение или найдут сами и вникнут, а что-то надо донести нам. Не упускать.
Чтобы без недопонимания:
Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
Один из главных теоретиков и практиков развития образования и творческого мышления Кен Робинсон (В книге, соответственно, Кена Робинсона и Лу Ароники «Образование будущего. Как вырастить талантливого ребенка») приводит 8 (восемь!) компетенций, которые должны быть развиты в результате обучения.
Не конкретные знания, умения и навыки, а способность работать с ними, использовать, создавать из них что-то продуктивное – вот что главное.
Не важно, какой из форматов образования Вы выбрали для своих детей, главное, чтобы он обеспечивал развитие этих 8-ми компетенций. Обычная классическая и самая заурядная школа, дома в семье, в частной супер-хай-тек школе или смеси разных форм образования: если их развитие происходит, значит выбор верный, если нет – необходимо что-то менять.
Не поленился, пожалуйста, список компетенций:
Любознательность – способность задавать правильные вопросы и исследовать, как устроен мир.
Креативность – способность вырабатывать новые идеи и применять их на практике.
Критичность – способность анализировать информацию и идеи, формулировать обоснованные аргументы и выносить суждения.
Коммуникативность – способность четко и уверенно выражать мысли и чувства разными средствами и в разных формах.
Коллективизм – умение конструктивно работать с другими людьми.
Сострадательность – способность сопереживать другим людям и поступать соответственно.
Самообладание – способность наладить контакт со своим внутренним миром и достичь душевного равновесия.
Гражданственность – умение конструктивно взаимодействовать с обществом и участвовать в процессах обеспечивающих его существование.
В продолжение темы приведу список из 10 профессиональных навыков, которые будут востребованы в 2020 году (список «гуляет» по соцсетям и, видимо, является итогом обсуждения проблем рынка труда и обучения будущих специалистов на экономическом форуме в Давосе):
1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Решение комплексных задач Complex problem solving)
2. Критическое мышление (Critical thinking)
3. Креативность в широком смысле (Творческие способности Creativity)
4. Умение управлять людьми (People management)
5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others)
6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence)
7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making)
8. Клиентоориентированность (Service orientation)
9. Умение вести переговоры (Negotiation)
10. Гибкость ума (Когнитивная гибкость Cognitive flexibility)
Очевидно, списки перекликаются, хотя первый шире. Первый - список для жизни, в том числе и для работы, второй - только для работы.
А я вернусь к своей песне: обеспечить развитие вышеперечисленных компетенций у наших детей должны мы – родители. Что-то они разовьют в школе, что-то на тренировках, что-то через общение или найдут сами и вникнут, а что-то надо донести нам. Не упускать.
Комментариев нет :
Отправить комментарий