среда, 6 сентября 2017 г.

Марвин Маршалл, родительство, воспитание и внутренняя мотивация

Вопросы развития ответственности за свои поступки и слова, за свое поведение и свою жизнь, в конечном счете – ключевые в воспитании. Большая картина складывается из малых деталей, одна мелочь, вторая, третья – растет жизненный опыт, формируется личность. День за днем дети, да и взрослые вместе с ними, растут, учатся и развиваются. 

Понимание – это ключ к освоению, к тому чтобы нечто стало навыком, стало использоваться. Марвин Маршалл в книге «Дисциплина без стресса: Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться» (да, полное название длинновато) предлагает систему, которая проста для понимания и использования, но хорошо раскрывает виды поведения/поступков и их мотивы.
Суть системы в следующем, существует четыре уровня поведения в зависимости от мотивации A, B, C и D. Первые два – нижние уровни, они непродуктивны, а последние два – верхние уровни, на них возможно развитие. В книге эти уровни излагаются в разных вариациях по много раз, доступно и с десятками примеров. Маршалл приводит определения и схематичное изложение идей, подчеркивая важность визуального закрепления информации. Поэтому мы сделали пару вариантов схем, распечатали и повесили – мелькают, закрепляются, используются.  
Постоянно мы принимаем решения, совершаем или не совершаем поступки.  Не делать ничего (A), делать не так как правильно (B), делать правильно, потому что так нужно (C) и делать правильно, потому что хочешь так делать (D). Вот и все варианты. В рамках этих вариантов находится любой поступок/действие – заправить кровать, прочитать книгу, выложиться на тренировке, сделать уроки, помочь кому-то. Всегда есть выбор и понимание того, что этот выбор делаем мы сами и какие варианты у нас есть в распоряжении, очень важно.

Мы почитали книгу, разобрали ситуации, часто оцениваем свои действия или действия других, закрепляем. Например, на тех же тренировках оптимально работать на уровне D. Раз уже тренируемся нужно понимать, что нужно это нам, какова цель тренировок вообще и данной конкретной тренировки. Мне не нужно напоминать все это и пускаться в пространные объяснения – я задаю вопрос об уровне перед тем как мы собираемся на поле. Всегда есть выбор, как и зачем что-то делать или не делать. Не всегда ребенок все помнит и не всегда принимает правильные решения – но это нормально, они учатся, а мы помогаем – это и есть процесс воспитания. Для меня в этом процессе книга Маршалла – находка.

Решающим в любом деле будет то что хотим мы сами. Когда мы делаем что-то правильно не потому, что кто-то нас просит или видит, а потому что мы считаем что так и надо сделать – это лучшее проявление личности. Это поступок, вызванный нашим желанием, внутренней мотивацией, такие поступки делают нас настоящими, довольными собой, счастливыми. У нас всегда есть выбор наполнять жизнь такими поступками или другими, но не всегда есть понимание, что этот выбор есть – тем более у детей. Им нужно помочь, научить, система Марашалла это один из способов, удобный и эффективный инструмент.

Система, изложенная в книге, после разбора типов поведения позволила значительно упростить наши (родительские) отношения с детьми и добавила им и нам понимания мотивов поступков. Полученная информация привнесла осмысленности в деятельности, а что еще важно - самостоятельности. Мы разобрались, хорошо поняли разницу между внешней и внутренней мотивацией. Книга имеет длинное название, и оно точно передает свою цель и содержание. Вот ровно для того что в ее названии указано, для этого ее и нужно изучить и использовать.

Как итог: книга – обязательна, но не столько к прочтению, сколько к применению. Как понимаю, у Маршалла есть версия для родителей, а не сборник для всех – педагогов, родителей и работников системы образования. Но и такой вариант прочесть и использовать будет полезно.

Приятного чтения и высоких уровней!

Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2