воскресенье, 25 марта 2012 г.

Комплимент

1. Комплимент! 
По выходным у меня в последнее время получается по долгу погулять с пацанами (у меня – папы двоих детей, с пацанами – как раз детьми 7-ми и 5-ти годов). Так удачно все складывается, что жена занята часа три, и мы гуляем эти часы и заодно ждем ее. В течение рабочей недели бывает устаешь, бывает не успеваешь, бывает что-то из внешнего, который за пределами семьи, мира тебя злит и ты иногда не сразу реагируешь на просьбы детей поиграть, а иногда, когда все-таки реагируешь, то говоришь «нет» или «попозже». 
Это не правильно. Тут ни добавить, ни убавить ничего, просто это есть. Думаю, это есть у всех. Когда есть время понять и заметить такие вот «нет» или «попозже» становится неуютно, стыдно может. В общем, хочется чтобы количество таких «нет» и «попозже» стремилось к нулю. Это вполне себе цель жизни: ведь неуютно и стыдно становится от понимания, что время, которое никогда больше не повторится, меняется на текущую ерунду. Да, есть конечно случаи, когда оторваться действительно невозможно, но по-честному 90% это не такие случаи. 90% это ерунда, которую легко можно отложить, с которой ничего не случится, причем значимую (у всех по разному, мы же все люди уникальные) часть этой ерунды можно вообще не делать. Отложить самое важное и заняться пустым - это даже не неуютно или стыдно, это может быть глупо и подло. Уверен, каждому это знакомо, уверен, что себе в таком признавались ну или хотя бы мелькало. 
Это все я к тому, что первая, за долгое время, такая длинная прогулка оказалось жуткой. Расслабиться я не мог: «у меня ведь дел куча», «я ведь не могу отвлечься», «так, сейчас вернемся и надо будет сразу…» и так далее. Я три часа был ворчливым надзирателем, испортил настроение себе и уж точно не порадовал детей; хотя у них и нет таких заморочек и им просто побегать и покричать уже хорошо, но им могло бы быть повеселее. 
Огорчило, задумался, а думать-то долго тут не надо, все на поверхности: нужно отвлечься от всего, забыть. Вот вроде банальное «будьте здесь и сейчас», а на деле не так-то просто. Я старался. В середине недели после второй прогулки, дети запросили обязательную прогулку в субботу («а мы же пойдем гулять в субботу?!? Ты, только не забудь!!»), даже планировали где именно погуляем и чем займемся. Я посчитал это маленькой победой. Третья прогулка прошла так, как мне казалось, она и должна была пройти. Она даже мне понравилось. Мне понравилось быть семилетним пацаном и кидать снежки, бегать, в снег падать и тоже орать. Ну да, может я малость стеснялся прохожих, но это не напрягало. Это как бы: «пока мимо идут взрослые надо тоже притвориться взрослым…. а то спалюсь». 
И вот в одну из очередных прогулок мы играли, бегали, катались с горки, мне снова 7 лет, я полиция, или я преступник, я супергонщик и мчусь на ледянках с горы, меня ловят, или я ловлю, не суть, мне хорошо. Мне хорошо с моими детьми и им хорошо со мной. 
- А прикольно, папа. Ты такой веселый, так клева гулять. Даже не верится и кажется, что ты немного пьяненький – сказал мне старший. 

2. Комплимент?! 
Я не пью. Не совсем не пью: последний раз пил крепкое что-то в день своей свадьбы, это давно было. С тех пор иногда вечером в формате романтичного ужина мы с женой выпиваем половину бутылки вина или шампанского, а вторую половину выпиваем когда-нибудь потом. Это случается не часто, может раз в месяц, а может месяца 3-4 не случаться. 
Но это не суть: суть в том, что дети нас пьяными не видели никогда, ни разу, ни на праздники, ни в какие-то гостевые походы. И вот мы гуляем, и я так расслаблен, что я как «пьяненький» - я лучше похвалы бы не придумал, мне было приятно. Нагулялись, вернулись домой, я делюсь заслуженной радостью с женой и понимаю что в этом что-то не так. 

Откуда у семилетнего ребенка такой стереотип? Как он уже успел у него прописаться? Почему веселый, расслабленный и клева это = пьяный? Как так-то? 
Мы не давали им такого примера, причем не давали осознанно. В семье, где я был ребенком, пили. Пил, много папа, он алкоголик, и причем я не могу сейчас сказать, что мама как-то реально делом его осуждала. На любом застолье или выезде на природу-дачу она была тоже в компании и пила тоже. Любые гости «смазывались» алкоголем. Семья распалась, я долго жил между ними, то у одного, то у другого и помню свои «алкогольные» стереотипы: 
«Бухать круто!»
«Настоящие мужики пьют много!»
«Настоящие мужики пьют все, что можно пить!»
«Настоящие мужики не закусывают и не запивают!»
«Тот круче, кто больше выпьет!». 
«Настоящие мужики женщину не покоряют, а напаивают!»
«Пьяному мне на все пох…» …. 

И ведь я по этим стереотипам/шаблонам жил как-то время. Жил пока не задал себе вопросы: «Зачем? Почему?». Я ответов не нашел, которые меня бы устроили, поэтому глупо было продолжать. Перестал и тем более не хотел, чтобы у моих детей было так. Но моих стереотипов происхождение мне понятно, но откуда они у 7-ми летнего человека, который растет в совсем другой семье?! 
Уже года полтора у нас нет телевидения – тоже осознанный выбор, во многом в защиту детей: пропаганда алкоголя, наркотиков, инфантильности, агрессии, гомосексуализма и так далее – это то, что я вижу в телевизоре, но я могу фильтровать и блокировать, а дети ведь нет. Им продают все это каждую минуту эфирного времени и они берут это в «кредит» у своей психики и здоровья. Отдавать придется с процентами и не все смогут. Им понадобиться много времени, чтобы научиться понимать, фильтровать и блокировать и оно пройдет не скоро еще. Поэтому телевидения у нас нет. 
Но стереотип все равно есть! Откуда?! 

Мысли все эти заняли секунду, а может и меньше, это писать их долго и читать, а понять ведь быстро – сразу. Обидно. 
Я на самом деле понимаю, откуда он принял эту модель, но мне от этого не легче, ведь получается, что это проблема культуры, проблема образа жизни вообще. От этого только в лес или подземелье какое-то, но это же не выход. Пацаны ночуют изредка у бабушки и не раз видели там взрослые застолья, или ходили на день рожденья к друзьям и видели отмечающих взрослых там. Видели выпивших, добрых, веселых и шумных людей. Или вот старшего одноклассник пришел в гости после Нового Года и первое что сказал: «А я водку пробовал!!!». Он гордился, это ж круто, че! Я спросил: «понравилось ли?» - ответил, что понравилось. Ну вот врет же: либо врет что пробовал, либо что понравилось, но врет о чем? для чего? Возвысить себя врет, как и любой ребенок, приукрасить, но почему так? Я понимаю, что он растет в такой семье, в какой я рос, но мои-то дети не в такой и что? Да ведь и бабушки их искренне любят, а когда выпьют, то ведь еще больше даже любят, они просто о таком никогда не задумываются, их никто такому не учил, они и сами так выросли. 

Взрослые не могут собраться и не пить, ну или почти не могут, не могут расслабиться, быть веселыми, не могут радоваться без алкоголя. Зачем собираться? Если трезвым не о чем поговорить? Это немного в другую сторону, но связано же. 
А в итоге закрепилось «выпил-расслабился-подобрел», «пить-можно», «выпили-потанцевали», «пить-норма». 
Это все не правильно, но это не значит, что мы станем пить, устраивать семейные просмотры тнт-нтв-мтв-муз-тв, нет. Это значит, что всё то важное, что мы уже не раз рассказывали им о своем детстве и о своих ошибках предстоит повторить еще не раз. Столько, сколько нужно раз. Это значит, что нужно усерднее учить их думать о последствиях своих решений и действий. Это значит, что нужно учить их принимать ответственность, учить делать выбор. Мы не знаем, так чтобы буквально прям с четко прописанными действиями как это делать, нас, как и бабушек, такому не учили, но мы все равно будем делать это. И еще это значит, что те минуты, что мы проводим вместе еще ценнее.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2