пятница, 14 февраля 2014 г.

Солидарен Център и немного Кропоткина

От желания поиграть в футбол до творчества Кропоткина, как оказалось, всего два-три шага.
Первый. Как-то раз играли с детьми на поле у друзей. Играли до прихода взрослых футболистов, которые сообщили, что играют пару раз в неделю ну и позвали нас с Ринатом. Позвали нас в тему-группу на фейсбуке и теперь, не редко, организаторы игр уже мы. Собираемся и играем. Теперь даже будем играть нашей, образовавшейся там командой против других. 
Второй. Играли, общались, как-то после матча, возникло спонтанное предложение, отправится на вечеринку в некий молодежный клуб. Я не отправился, но стало интересно, что за место, что за формат. Как оказалось большая часть участников футбольной группы, участвовали в еще одной – Солидарен Център – Варна. Этот центр и был тем самым клубом. После очередной игры один из активных участников – Искрен - зазвал нас посмотреть документальное кино, с какими-то призами из Берлина, о Болгарии, ну и пообщаться потом. В этот раз мы не отказались. С болгарским у нас пока не прекрасно и для таких как мы там были титры на английском, с которым у нас примерно так же. Мы смотрели фильм «Последняя скорая помощь в Софии» (скорая, кстати, тут зовется – линейка) и в общем поняли его суть и трагизм, и даже юмор. Просмотр был похож на какое-то подпольное действие: темная комната, шепот и смешки к месту, проектор на стену, особенная публика - ощутил себя диссидентом. 

Третий. Общаясь после фильма, мы узнали, что в Софии на весь город (1,3-1,5 млн. человек) всего немногим больше 10 «линеек», в то время как у правительства и депутатов больше сотни мерседесов (что-то мне все это напоминает … ). Так же узнали больше о самом центре. Центр принципиально не пользуется поддержкой властей и существует на средства участников (буквально у входа стоит копилка со счетчиком – сколько осталось до набора суммы на оплату аренды). Центр открыт для всех желающих его посещать, в том числе и для тех, у кого нет конкретных целей. На доске расписания можно увидеть, какие занятия и мероприятия проводятся в центре, и прийти на любое. Для некоторых событий случаются анонсы в группе. Можно предложить что-то свое: лекцию на любимую тему, урок, мастер-класс, все что угодно, то что ты умеешь или знаешь. Вписаться в расписание и провести. Там, например, были уроки немецкого, какие-то компьютерные направления, мыловарение, танцы и еще много чего. Все бесплатно. Если вы понимаете хотя бы начала экономики, то понимаете, что «условно бесплатно».
А пока я скажу, что еще увидел там достаточно обширную библиотеку пополняемую посетителями и несколько портретов узнаваемых лиц на стенах: Христо Ботев, Васил Левский и Нельсон Манделла. Мы пошутили по поводу Манделлы – мол Морган Фримен?! Шутку оценили, но после смеха портрет сняли. Евгений (кстати «украинский» болгарин) сказал, что слышал о причастности Манделлы к геноциду, а это недопустимо. «А вот эти два оставшихся портрета никогда не снимем – это герои! А Ботев вообще великий болгарский анархист – как ваш Кропоткин!». Разговор еще покрутился вокруг анархии, государства и каких-то отвлечённых тем, но засело именно это особенное ВООБЩЕ и КАК КРОПОТКИН

Вот и все шаги. Вот я уже ищу, что можно почитать у Кропоткина. Выбор пал на книгу «Взаимопомощь, как фактор эволюции» (читать тут, а качать тут). Само выбралось: ведь все мысли о Центре крутились как раз вокруг слова «взаимопомощь». Ну и раз я её все-таки прочитал и как-то прочитанное увязал со своими мыслями о Солидарном Центре, то поделюсь кратко с вами (о книге всего абзац, который можно пропустить). 
*** 

Я изначально открыл большую книгу с желанием поближе познакомиться с взаимопомощью и тем как это свяжется с анархией. Открыл и уже на предисловии узнал что Петр Алексеевич человек очень обстоятельный (переписку по одному из вопросов вел 7 лет, а по другому вопросу вел пока писал книгу, но к моменту выхода, оппонент умер – мы такими временными отрезками вообще думать не можем) и по-хорошему дотошный. Он изложил тезис, понятный из названия книги и затем на сотнях страниц приводил множество аргументов доказывающих его правоту. Начиная от сообществ животных и заканчивая своими современниками. К середине книги я заскучал, потому что речь о людях только маячила в перспективе, а слово анархия вообще не встречалось. Но автор вовремя перешел к интересному о том, как государство во все времена утверждало свою силу за счет разобщения граждан, за счет нарушения связей между ними, за счет утраты ими и их естественными сообществами самостоятельности. Последовательно и убедительно рассказывал Кропоткин о значении для власти институтов права и капитала и о том, что это приводит к расслоению, но только я как-то не находил у него роли церкви в этом процессе. Сам, за Кропоткина, объяснил это ее силой даже среди продвинутых умов 19-го века. Как вдруг Петр Алексеевич заявил о том, что как раз она – церковь и религии, прежде всего монотеистические утверждают в сознании модель власти одного человека, модель когда одному позволяется больше. Не буду разжевывать, подумайте кому интересно – шикарная, по-моему, мысль. Понравился еще момент, что по мнению автора современное ему общество имеет ослабленные связи, например, в городе некоторые даже не знают своих соседей (!). А ведь книга издана в 1902 и писалась несколько лет. Люди не меняются. Какие были, такие остались. Те же повадки, те же слабости, те же проблемы. И так много лет (кстати сильно об этом книга Хеллера «Вообрази себе картину…» 2000 лет разницы между событиями – но никакой разницы между людьми. Хорошо идет аудио-книга). Такие мысли меня неизбежно приводят к образованию и воспитанию детей: к впечатлению, что каждый родившийся ребенок, каждый растущий в семье ребенок, да и вообще каждая семья, она как будто первая на Земле. Она каждая переживает свой опыт, наступает тысячи лет на одни и те же грабли, которые очень многим разбиваю голову… и ничему этому из пережитого, так чтобы в системе, так чтобы осознанного не учат. Но это отвлечение, а возвращаясь к книге и Кропоткину, скажу, что я понял тезис, выслушал аргументы, усвоил, согласился и «пожал» руку докладчику. На самом деле он как-то сразу вызвал уважение и доверие. Я бы ему мог вот просто поверить на слово. То есть пропустил бы все эти аргументы, а прочел бы название книги и просто бы понял и знал бы с той минуты, что взаимопомощь и поддержка, играли ключевое значение в эволюции, выживании и развитии. Но это как если бы я вместо большого абзаца о книге написал – «Понравилось. Согласен!». Потому что абзац-то именно об этом, но подробности делают картину полнее. 

*** 
В студенчестве слышал какие-то рассказы о существовании таких вот центров. Слышал, но не видел. Не было такого, не соприкасался. Позже в разных сообществах попадались идеи такого формата, пусть даже тематического, но опять же не встречал их действующих, реализованных. И при абсолютной непричастности к этому конкретному центру меня его существование очень радовало. Сама возможность его существования. Есть такие люди. Люди, у которых, пусть даже не навсегда, да это и не обязательно, а вот именно сейчас есть желание сделать что-то для кого-то другого. Чему-то научить, чем-то помочь. Мы же в результате общения как-то оказались вписанными в уроки болгарского – было предложено нам попрактиковаться. И пришли даже на одно занятие. И в течение двух часов 4 разных человека пытались нас (две семейные пары) учить болгарскому. Это было интересно, это было старательно, это было, что называется «от души», это было так честно, что как-то даже неудобно говорить о том, что это было не очень эффективно. Правда тут дело сильно в учениках: наших знаний мало для поддержания беседы или дискуссии, но именно такой формат был бы наиболее продуктивным. Даже за это занятие возникали острые темы, на которые было интересно пообщаться, донести свои взгляды. Например, очень интересно было ребятам, что же заставляет переезжать из России в Болгарию? Они были удивлены, ведь «их» Болгария не справедливая, не богатая не… ну в общем такая, какая она и должна быть глазами активиста такого центра. Он хочет сделать мир лучше. Он готов приложить усилия, именно потому, что он не может быть безучастным в этом неправильном и несправедливом мире. Нормальная реакция. 

У меня же после этого занятия было какое-то замешательство. Но я разобрался. Мы в это же время записались уже на курсы болгарского к профессионалу и посетив первый урок поняли, что это будет эффективнее. Заметно эффективнее. Пока наши занятия там продолжаются, а я надеюсь набрать знаний, которых бы хватило для общения и споров. Понятно, что профессионалы делают свое дело лучше, но это не камень в сторону Центра. Тут мне и помог Кропоткин: Центр не про эффективность, он про взаимопомощь. Не оказалось там профессионала, который помог бы именно нам, именно в этом вопросе. Это изначально было занятие не «я хочу и могу научить», а «мы хотим научиться». Не с той стороны зашли. Но там есть и «та» сторона, есть правильная. Там достаточно профессионалов, которые учат тому, что хорошо умеют сами. А для практики болгарского, можно как раз чему-нибудь поучиться или научить, объединить навыки и практику. Да и не только же этим занимается центр. Дел добрых там много. Вот по этим слайдам можно составить представление. 

По выходным в центре не редко тематические «party», завтра вечером тоже намечается. И мы видимо заглянем. 

*** 
Думаю, что такой центр это крутейшее место. Правильное место. Так и должно быть. Считаю, что люди, которые что-то там делают или те, даже, кто просто широкими глазами смотрят и слушают, поддерживают и готовы кому-то помочь – действительно крутые люди. Настоящие люди. И еще я думаю, что быть такими людьми можно даже и без Центра. Просто быть. И вот как-то об этом нужно помнить. Уверен, что и Петр Алексеевич со мной бы согласился.

***
Оффтоп: заметка в каком-то смысле стала рецензией, а мы давно хотели добавить посты с таким тегом в блог, делиться мнением о фильмах или книгах. Тут дебют мнений о последних просмотренных фильмах. 

Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2