вторник, 29 декабря 2015 г.

Домашнее обучение: заблуждения


Хочется подвести итоги года, и я не о 2015-м, а о годе на домашнем обучении.
Год, даже чуть больше, такой практики определенно может быть как-то оценен. Есть перемены, результаты, проблемы, новые взгляды на процесс воспитания и обучения – об этом хочу рассказать. Сделаю это порциями, потому что и мыслей много и их можно разделить удобно для понимания и прочтения. Скажу в очередной раз, что первое, что стало понятно о домашнем обучении – это то, что каждый случай будет уникальным, соответственно я поделюсь именно нашим опытом и взглядами. Наш случай полностью подходит только нам, но какие-то его фрагменты точно пригодятся любым родителям.
Итак, сегодня самая большая часть, о наших и общих заблуждениях.

Общие заблуждения. С ними мы встречаемся постоянно, когда доходит до обсуждения того, что наши дети учатся дома. Заблуждений много, но важно то, что мы узнали их от реальных людей.

Главное и самое частое: собеседники предполагают, что на домашнем обучении мы целый день по расписанию подобному школьному учим детей. В их представлении это организовано именно так. Представят такое – испугаются и дальше уже только поиск причин, почему они так не могут и не будут. А так и не надо. Говорят: «я не смогу целый день сидеть и учить» или «не устаете целый день объяснять?».
Да есть такие семьи, которые делают расписание и график, дают детям уроки по программе школы или очень близко к ней. И в этом есть свои плюсы: уходит меньше времени, чем в школе, родители пишут, что им так проще. Но это не норма. И уж точно это не целый день сидеть над уроками. Вы чего так недооцениваете ребенка-то и себя!? Дети понятливые. Семьи, выбравшие вариант учебы по программе как раз говорят, что на то, что в школе отводится 40 минут, один-на-один с ребенком хватает 15-ти. Но мы не сидим целый день. И половину дня не сидим. Когда возникает потребность – перед экзаменами – рассказываем темы. В остальное время никто ни с кем не сидит. Есть задания и уроки, но это все совсем не сидение: дети решают и разбираются, обращаясь за помощью, только если что-то не понятно.

Следующее: выбор в пользу домашнего образования окончательный и бесповоротный. Нет. Ревизию своему решению стоит проводить хотя бы раз в год. И тем, кто в школе и тем, кто дома. Мы изначально решили, что на ближайший год дома будет лучше. Мы хотели попробовать и, с нашей точки зрения, начальная школа для этого подходит больше. Накануне нового учебного года мы взвесили и решили, что продолжим еще на год. Нужно понимать, что условия, вы, школа и, главное, дети – меняются. Могут измениться и приоритеты. В нашем случае, сразу после переезда в Болгарию школа дала то, что могла сделать лучше всех: погружение в языковую среду. Дети быстро заговорили на болгарском языке, и эта задача перестала быть острой, пришла очередь других задач – потому мы дома. Но уже сейчас по нашему плану домашнее обучение Арсения закончится по завершении начальной школы и в 5-ый класс он пойдет в спортивное училище. А если все будет так, как мы ожидаем, то еще через год по его стопам проследует Михаил.

С тем, что это не навсегда, связано еще одно – «и что у вас дети дома смогут стать летчиками? врачами? юристами?». Нет. Думаю, что никто такого всерьез и не предполагает… даже задающие такие вопросы. Есть система высшего и специального образования, естественно чтобы стать врачом нужно закончить медицинский. Мы говорим только о школе и детях, а не о молодых людях и специальном образовании. Мы изначально предполагали выход из домашнего обучения ближе к «времени вузов». Определятся и пойдут учиться.

Спрашивают: «У вас педагогическое образование?» Нет. В нашем случае речь о начальной школе и в ее программе я не встретил ничего, чтобы потребовало специального педагогического образования. Я бы не взялся учить большие группы чужих детей – это как раз дело педагогов. А для обучения своих детей педагогическое образование пока не потребовалось. Если такое образование у вас есть, то наверняка вам будет еще проще и вы все организуете эффективнее, но если его нет – не проблема. Не думаю, что это самоуверенность, но я не вижу темы, которую не смогу объяснить ребенку и после начальной школы. Причем ведь большинство это делают и учась в школе: выполняя домашнее задание, вникают в темы программы и объясняют своим детям. Думаю, что если у обучающихся дома возникает какая-то сложность с конкретной темой или вопросом, то для этого можно обратиться к репетитору. Маловероятно, что самим не получится понять весь предмет, всю годовую программу.

Большинство предполагает, что освоение предметов идет и главное требует целый учебный год. В смысле чтобы освоить математику или русский язык одного класса, нужно их изучать целый год. Нет. То время, которое потратил Арсений и Михаил даже как-то неудобно сравнивать с годом. Если есть желание сделать самый скучный год жизни для ребенка – то можно и так попробовать. Но зачем тогда из школы уходить. Занимаясь дома по начальной школе нечего рассказывать год. Только если вы не пытаетесь рассказывать программу 30-ти разным детям. Понимаете к чему я?

Близкое – «Вы против школы, педагогов? Думаете все это бесполезно?». Нет, не против и не думаем, что бесполезно. А думаем что в наших условиях, с нашим образом жизни этап жизни «начальная школа» детям лучше обучаться дома.

Следующее – это немного личное. Говорят: «и не устает мама «учиться» с детьми?», «ну это все на плечи мамы – я не готова». А папа где? Дети общие. Что меня должно освободить от совместной и мной же одобренной ответственности? А про «устает учиться с детьми» - наша мама уставала пока Арсений учился в школе.

«От постоянного контроля в четырёх стенах ребенок с ума не сходит?» Нет, если бы сидел под постоянным контролем в четырех стенах, может и сошел бы. Но нет ни контроля, ни четырех стен. Есть свобода и ограничения (естественные связанные с безопасностью). Так вообще вся жизнь устроена. Дети вольны распоряжаться своим свободным временем. Они могут и умеют это делать. Чтобы картина была полнее, я скажу что, кроме того, что они не ходят в школу, они вообще не смотрят телевизор и не играют в видеоигры. А сколько времени в день у современного ребенка уходит на три указанных пункта? Все это время наши дети тратят на что-то другое. В этом другом есть место и развлечениям, и полезному, им интересно.

Последнее, про самостоятельность, ответственность и исполнительность. «А как у них с самоорганизацией?» «Как они потом на работу будут ходить? Нравится, не нравится – развели тут». Одни и те же люди могут думать, что ребенок не способен делать то, что не нравится или не хочется, но то что надо, и спрашивать о самостоятельности… Самостоятельность - прежде всего ответственность за себя: за свои дела, планы, слова, за свое время. Это снова свобода и я не могу сказать, что домашнее обучение нам создало проблемы в этой сфере. Когда возникла потребность, мы организованно подготовились к экзаменам, которые не очень-то и хотелось сдавать. Что нужно было, то и сделали. В обычное (не предэкзаменационное) время у нас жесткое расписание, в котором есть три спортивных направления и английский, у каждого занятия есть свое время и мы всегда к ним готовы и ничего не пропускаем. Например, дети сами следят и знают когда собираться, что и за сколько времени до тренировки нужно поесть.

Наши заблуждения. Мы ожидали, что будет иметь место совместное обучение, когда можно что-то объяснять сразу обоим – этого много, и это еще будет, но это никак не относится к школьной программе – по ней ничего совместного не вышло. Если подумать, это правильно и логично: процесс сам выстроился так, что обострил плюсы – получается именно индивидуальное обучение.

В нашем решении о переходе на домашнее обучение мы исходили из того, что Арсу в школе не интересно и он в этом смысле менее школьный, чем Михаил. Полагали, что дома Арсу подойдет больше. По итогам года Михаил оказался ближе к обучению дома. Ближе, в смысле он тратит время продуктивнее, он быстрее движется. Наверняка это касается характера вообще, организованности и так далее, но вот такой факт.

Мы полагали, что сможем увлечь учебой, самим процессом получения знаний. Не то чтобы это совсем не верно, просто это не обязательно. Увлечение не учебой, а вообще хоть чем конструктивным – помогает переносить успешный опыт из этой области на другие и на всю жизнь. Дети растут, интересуются новым, увлекаются чем-то, но конкретным, а не обучением вообще.

Мы исходили из того, что Михаил футбол именно любит, а Арсению он только нравится (как бы хорошая, но жениться не буду на ней). Не верно. У них разное отношение к футболу, разные его стороны им интересны, видение даже… но они и люди Разные. У Михаила может фокус резче на этом, но у Арсения спектр интересов шире. Арсений увлечен чтением наравне с футболом. Это два его основных занятия, сейчас растет третье – рисование. Еще вот такая разница: Арсу я через жизнь объясняю футбол, а Михе через футбол - жизнь.

Мы не представляли мотивы. Полагали, что если мы все вместе решили, что будем обучаться дома, то всем все понятно и дальше не надо никому ничего напоминать и объяснять. Надо. Напоминаем и объясняем. Зато в процессе хорошо стали понимать какой мотив ведущий в данном случае: 1) дети делают то что им делать нравится, например, получают знания, которые им интересны; 2) дети изучают то, что понимают, как будут применять, например они убеждены что им нужен английский для жизни или акробатика для футбола; 3) дети делают то что делать надо, это та самая подготовка к экзаменам. Жизнь, состоящая из первых двух вариантов была бы прекрасной, в то время, как реальность немного отличается. Но с этим нет проблем. Они понимают, что это шаг по лестнице ведущей к их большой цели. Вот просто чтобы делать то, что нравится и двигаться дальше, надо сделать вот это. Надо, делают.

Есть еще заблуждения терминологические.
Домашнее образование – мне кажется совсем неправильным, потому что само понятие образования подразумевает некую систему аттестации, а родители ничему системному ребенка аттестовать не могут.
Домашнее обучение – привычнее, но некоторые под домашним обучением понимают, так называемое легальное (по закону) определение: обучение школьной программе дома, когда ученик в силу каких-то причины (как правило, медицинского характера) не может посещать школу. Это когда: «Мы на домашнем обучении» – «А что с вами?». С нами все хорошо.
Домашнее развитие – мне кажется такое выражение точнее передает то, чем мы занимаемся.

По итогам, года таких занятий я точно знаю, что заниматься домашним развитием нужно независимо от того ходит ребенок в школу или не ходит. Развивать ребенка не нужно никому, кроме родителей этого ребенка. Никто за них этого делать не будет. Никогда.
В итоге, не претендуя на авторство, когда говорится о домашнем образовании или обучении, я понимаю активное участие родителей в развитии детей. К теме развития я вернусь позже, а далее чтобы не путаться в терминах продолжу использовать общепринятое «домашнее обучение».

Если показалось что я хочу кого-то в чем-то убедить … то это не показалось. Я хочу убедить тех, кого знаю, что за рамками привычных представлений и стереотипов еще очень много всего. И что ответственность за детей никуда не денется, думаете ли вы об этом или нет, и несут ее только родители.

-----------
Домашнее обучение: развитие и навыки

11 комментариев :

  1. Прямо ждала эту статью, прочитала с большим вниманием, с мамой-педагогом поделилась:-) Действительно начальная школа вполне доступна людям вашего уровня, образования, образа жизни и т.д. и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, рада тебе тут ) Думаю успешно пройдя началку можно вдохновиться и вместе с ребенком двигаться дальше. Слежу за несколькими подростками, которые уже в средней школе приняли решение перейти на экстернат и самостоятельно осваивают школьную программу. Мне кажется это идеальный "исход события". Тут и сознательность, и ответственность, и умение планировать - я бы хотела, чтобы мои так могли.

      Удалить
  2. Оксана Калинина4 января 2016 г. в 15:52

    Давно читаю ваш журнал. Вы молодцы! Хочу спросить про детский сад. Посещали ли ваши дети его когда-нибудь? Какие остались эмоции, чувства? Немного про нас расскажу. У нас сынок 3 года, рожденный дома. В этом месяце ждём 2-ого ребенка. Есть болгарское гражданство у меня и у детей в стадии оформления, есть желание переехать из Москвы к вам, но пока не решились, в основном из-за родителей. Телевизоров в доме нет. Учимся, играя, используя материалы "умница" и библиотечные ресурсы. Про библиотеку тоже хотела спросить. Есть ли в Болгарии русские библиотеки? Со спортом у нас провал - мы совершенно не спортивные люди и больше зарядки по факту детям дать не можем. Желаем вам всего доброго и много любви. Надеемся, что удастся пообщаться вживую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо за комментарий. Всегда очень им рады, значит кому-то интересно. А то статистика голых просмотров мало вдохновляют что-то писать ))
      В сад мальчишки не ходили ни дня, от части так получилось (несколько масштабных переездов), но вообще сами сильно не стремились их устроить. После очередного переезда, когда старшему было 5 с половиной, встали в очередь, думали год-два перед школой походить. Прошел год, в 6 с половиной он пошел в первый класс и нам как раз позвонили по поводу сада. Получилось почти как в анекдоте )
      Сейчас, когда дети уже вышли из детсадовского возраста, могу смело сказать - если у родителей есть возможность и желание эффективно проводить время со своим ребенком, а тем более если в семье есть еще дети - в садике нет смысла.
      Русских библиотек в Болгарии нет. Есть магазины, которые продают русские книги, но выбор очень ограничен и цены не всегда радуют. Как вариант - заказывать родственникам или оказией из России. Мы так и делаем, когда очень нужно. Но сейчас мальчишки читают быстро и много, спасаемся электронными вариантами книг.
      Про спорт я бы на вашем месте не переживала, маленький еще сынок, успеете секции разные попробовать. А вообще спорт в любом виде никогда не поздно ввести в свою жизнь, проверено на себе ))
      И вам всего хорошего.

      Удалить
    2. В Варне есть детская библиотека с отделом с русской литературы - "Пенчо Славейков" (возле Чаталджи). Книг не очень много, но для начальной школы хватит, а позже можно начать читать электронные. Наши дети (5 и 3 класс) читают много, и на трех языках, в наш информационный век найти книгу по вкусу не проблема.

      Удалить
    3. Виктория, спасибо за наводку, попробуем записаться в библиотеку ) Три языка - круто конечно! У нас только старший свободно читает на болгарском, младший владеет разговорным, ну и английский в процессе у обоих.

      Удалить
    4. Спасибо! Ну, я же учительница, не могла не научить детей тому, что люблю :)

      Удалить
  3. Я тоже с удовольствием читаю ваш блог и стараюсь не пропускать обновления. У нас два мальчика примерно похожих возрастов с вашими (12 и 8 лет). Они тоже не ходили в детский сад - я просто не могла себе представить, что мои дети будут целый день с чужими людьми, которые навязывают им свои устои, нормы. Тем более я педагог по специальности и смогла подготовить их к школе сама. Но перед школой ходили на подготовительные развивающие уроки (в основном для социализации, и для того, чтобы привыкли к классно-урочной форме обучения). Хотя какое-то время серьезно размышляла о домашнем обучении. Так получилось, что когда старшему нужно было в первый класс, мы переехали в Болгарию и как-то совсем естественно решилось, что дети будут ходить в школу здесь. Болгарская система образования хотя и схожа с постсоветской, но не настолько давит на личность ребенка и я совсем не жалею, что они учатся в местной школе (самой обычной, в нашем районе). Конечно же никакая школа не заменит того, что могут дать родители, книги и самообразование. Вот мы и пытаемся совместить все это, чтобы вырастить наших Человечков. Чуть не забыла, наши тоже активно спортом занимаются (плаванием), хотя мы с мужем далеки от спорта.

    ОтветитьУдалить
  4. Я тоже с удовольствием читаю ваш блог и стараюсь не пропускать обновления. У нас два мальчика примерно похожих возрастов с вашими (12 и 8 лет). Они тоже не ходили в детский сад - я просто не могла себе представить, что мои дети будут целый день с чужими людьми, которые навязывают им свои устои, нормы. Тем более я педагог по специальности и смогла подготовить их к школе сама. Но перед школой ходили на подготовительные развивающие уроки (в основном для социализации, и для того, чтобы привыкли к классно-урочной форме обучения). Хотя какое-то время серьезно размышляла о домашнем обучении. Так получилось, что когда старшему нужно было в первый класс, мы переехали в Болгарию и как-то совсем естественно решилось, что дети будут ходить в школу здесь. Болгарская система образования хотя и схожа с постсоветской, но не настолько давит на личность ребенка и я совсем не жалею, что они учатся в местной школе (самой обычной, в нашем районе). Конечно же никакая школа не заменит того, что могут дать родители, книги и самообразование. Вот мы и пытаемся совместить все это, чтобы вырастить наших Человечков. Чуть не забыла, наши тоже активно спортом занимаются (плаванием), хотя мы с мужем далеки от спорта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что читаете нас. Посмотрела немного ваш блог: красивая семья, замечательные фотографии. Если есть желание - можно познакомиться в реале )

      Удалить
    2. С большим удовольствием познакомлюсь!

      Удалить

UA-104963231-2