среда, 30 декабря 2015 г.

Домашнее обучение: развитие и навыки

Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов (вроде как А.Эйнштейн). Или сказанное иначе: «китайское определение безумия: делать одно и тоже и ждать какого-то нового результата».

Каждый родитель хочет для своего ребенка лучшего пути. Чтобы он непременно был счастливым, разносторонним, свободным, да просто хорошим человеком, любил то, чем занимается, чем зарабатывает и чтобы он был богатым, ну ладно, как минимум хорошо обеспеченным. Но при этом далеко не каждый родитель сам так живет. Большинство людей вокруг живут не так. Потому родители прилагают усилия, чтобы их ребенок стал особенным. И тут начинаются отличия: люди по-своему представляют «особенность» и проявляют старание. Одни усерднее будут делать уроки и гордиться оценками ребенка. Другие запишут его в пять секций и кружков. Третьи наймут лучших репетиторов. Четвертые будут учить ребенка сами. Пятые обоснуют свое бездействие концепцией свободы и «свободного плавания». Шестые действительно реализуют эту концепцию. Седьмые сильно устают, в смысле они же что-то делают, раз так сильно устают и это же не им надо – это все ради детей. И так далее, восьмые, девятые и миллионные.

Так или иначе, все родители несут ответственность за своих детей. Одни ее чувствуют, другие нет. Одни осознают и принимают, другие нет. Но все несут. Незнание об ответственности не освобождает от ответственности.

Сейчас популярно выражение, что никто никому ничего не должен (письмо «Милая, тебе никто ничего не должен»). Все верно, никто, никому и ничего, кроме родителей, они должны своим детям. То есть с письмом тем самым я не полностью согласен, но суть не в этом.

Есть пассивное отношение родителей – школа должна. Забудьте об этом, никто вам ничего не должен, даже когда речь о любимом ученике у учителя, как и о спортсмене у тренера, все равно никто так не заинтересован в его личном развитии, как вы и сам ребенок.
Все что вы считаете в школе лишним («не пригодилось») – не грузите этим ребенка. Все что вы считаете важным сегодня и сейчас - вашему ребенку должны дать именно вы. Иначе он в ваши годы будет сидеть и так же не понимать, почему важного не знает, хотя в школе одиннадцать лет проучился. Вот кстати вопрос: человек 11 лет учится и кем он становится? На кого он выучился?

В любом занятии для меня стоит вопрос «Зачем?» Например, сейчас мы не можем ответить на вопрос, зачем мы сидели и делали уроки с Арсением в его первом, втором и третьем классах. Зачем нам надо было, чтобы эти уроки были сделаны? Ну сделал он их, и? Мы давили на него, изводились, время, слезы, и? И ничего, никакой разницы. И не приблизился ответ на вопрос «Зачем?». Тогда нам казалось, что надо, и очень важно это чтобы он их сделал, а то как же так, пойдет в школу, а уроки не сделаны. Теперь не кажется.

Мы думаем, что проблемы знаний, тем более школьных, нет. Знания доступны, информация доступна. Есть проблема использования знаний – а это навыки и умения. Пустым знаниям учиться в разы проще, чем навыкам, отношению к делу, концентрации. Вы точно знаете людей, которые так и не научились. Я знаю. У некоторых из них со школьными знаниями порядок.

Хотя сейчас дети учатся дома, мы понимаем, что мы все живем в определенной системе. Им тоже в ней жить и зарабатывать. Мы, как думаю и почти все родители, хотим, чтобы проблем с умением зарабатывать у детей не было. И здесь мы считаем, что важны не знания и правила, а навыки и умения. Например, навыки интеллекта, такие, как: самоорганизация, определение приоритетов, анализ, планирование, поиск информации, умение вникать и выстраивать процесс. Или конкретные умения, такие как рисование, занятие спортом, умение готовить и так далее.

Думаю, что в жизни не получится овладеть большим количеством навыков и умений на высоком уровне и это вопрос времени. Ключевым плюсом домашнего обучения является освободившееся время. Это время дает возможность добиться большего. Сторонники домашнего обучения говорят, что ребенок имеет больше времени и занимается тем, чем ему нравится. Пробуя разное, предполагается, что ребенок найдет что-то «свое». То к чему у него талант и призвание. Мне кажется это опасный путь. Времени не так много, чтобы действительно попробовать разное и понять что это «твое». Для такого понимания нужны месяцы, не одно-два занятия. Может так получиться, что детский и подростковый возраст пройдет а «то самое» занятие так и не обнаружится. Тут справедливо спросить и кем тогда станут дети? Будут пробовать разное, понемногу в поисках своего, не погружаясь во что-то одно, кем они станут через те же 11 лет?

Не обязательно, что так будет, но риск есть. Так или иначе, но то чем будут заниматься дети – решают их родители. Это не насилие, не сломленная воля или что-то еще плохое. Это просто решение, которое нужно принять. Выбор нужно сделать родителям. Есть счастливчики, чьи дети с очень ранних лет проявляют активный интерес к чему-то. Остальным придется выбрать из того, к чему есть хоть какой-то интерес и предрасположенность. Я говорю о специальных навыках и умениях. Что же касается навыков мышления и организации, то этот процесс непрерывный. Это происходит каждый день, шаг за шагом, через разъяснения, общение.

Отдельно хочется сказать о навыках общения. Указывают, что домашнее обучение означает недостаток общения, проблемы с социализацией. При этом говорят и пишут, что негативный опыт тоже нужен, так ребенок лучше к жизни будет адаптирован. Создается впечатление, что у людей негативная жизнь? Зачем мне негативный опыт? Почему такая на нем зацикленность? И что вы конкретно понимаете под ним?

Во время экзамена в Софии, я наблюдал такую картину: два пацана постарше кидают шапку, а мелкий, чья шапка, в состоянии близком к истерике между ними бегает, злится и бегает. Отличный опыт. Это именно то чего хотели его родители. Необходимый их ребенку негативный опыт. Но это одна сторона. А родители этих двоих? Они этого хотели? В смысле мы же все имеем в виду под негативным опытом, что кто-то как-то будет нашего ребенка притеснять, обижать, предавать, а он закалится… а кто все эти люди? Эти люди это тоже ваши (наши) дети. Это не специально нанятые или там фашисты делают, нет. Ваши дети это и делают. И причем не все со зла даже, а просто по глупости, но хуже всего, когда просто так делают. Просто потому что могут.

Есть такой тезис: как только ребенок научится обижаться, он сразу, в эту же секунду научится обижать. Мне развитие этого навыка полезным не кажется, как и в целом не кажется, что это развитие общения. Общение это про другое. С общением на сегодня у нас проблем нет.

Знаете, есть забота, а есть любовь. По такой аналогии я скажу, что есть обучение, а есть РАЗВИТИЕ. Говоря о школе, разница в том, чтобы понимать и уметь думать, а не знать. На экзаменах в Софии детей спрашивали правила и знания.

Мне понравился курс «Креативное воспитание в семье» (на Универсариуме). Слушал сначала фоном, потом стал смотреть. И интересно, и о том, что процесс развития непрерывный, важный, не страшный и отвечают за него родители. Советую послушать, а лучше посмотреть. И следом еще одни совет, раз уже пошла такая музыка: книга Гюру Эйестад "Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей".

Повторюсь: не важно, учится ваш ребенок в школе или нет, его домашним развитием заниматься необходимо. И тут круг замыкается: никому кроме вас ваш ребенок умным не нужен, и никто вам ничего не должен и делать его умным, разносторонним… (ну допишите свои индивидуальные предпочтения сюда) никто за ВАС НЕ будет. Это только ваше дело.

Хватит на сегодня. Удачи, развивайтесь!

-----------
Домашнее обучение: заблуждения

2 комментария :

  1. Евгений, Ксения, добрый день. Как вы все верно написали.
    Тема семейного обучения и неформального образования для меня сейчас актуальна. Дочке еще три, но я знаю, что время пролетит быстро)
    Мне нравится школа "Апельсин" - http://apelsino.com/
    Но в Томске ничего подобного нет. А вы в Болгарии встречались с такими школами/центрами?
    П.с.: ни семейное, ни неформальное в моей семье не поддерживается. Половина женщин в семье работают в государственной гимназии. Прессуют меня еженедельно по поводу "верности старым традициям")))) Так что для меня читать ваш и подобные посты - отвести душу)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Элеонора. Мы тоже стали задумываться о альтернативных школе способах получения образования когда старшему было года 2-3 )) С годами представления и потребности менялись и продолжают меняться, так что не расстраивайтесь заранее, что семья не разделяет ваши взгляды. Возможно все перемениться. Школ в Болгарии много разных, возможно есть схожие с Апельсином, мы если честно не особо вникали, т.к. это школы частные и нам не по карману.

      Удалить

UA-104963231-2