Самое ожидаемое – это обоснование и рассказ о пути к экстернату. Но это, однако, рассказ о том, как мы вообще живем, и как получилось, что живем именно так. В том смысле, что экстернат это решение, вплетенное в жизнь, в то, как у нас она устроена. Этот рассказ – по сути и есть все, что в нашем блоге, вся жизнь. Экстернат отдельно не вынесешь, не выделишь. Но отдельные замечания все-таки есть.
Если на одном полюсе разместить строжайшее следование школьной системе со стремлением быть отличником, выполнением всех домашних заданий и изучением всего возможного факультативного, а на другом полный анскуллинг, то где-то между этими полюсами можно найти свое текущее положение и то положение, которое кажется в вашем жизненном укладе оптимальным. (Понятно, что я утрирую, и тут все может быть многополярным, но в самом простом/приближенном виде это так).
После изучения большого количества информации, статей, отзывов, форумов, после личного общения с людьми практикующими кукую-то из форм домашнего обучения, после жарких споров с одними и единодушных обсуждений с другими мы пришли к такой формуле: если родители могут обеспечить обучение ребенку дома, то это будет лучшим вариантом его развития. То есть мы поняли, что наше положение между двумя полюсами в тот момент и представление об оптимальном положении не совпадают.
Поняли, но не бросились к реализации, потому что не почувствовали в себе уверенности в том, что способны организовать процесс получения знаний и навыков дома. Было это года полтора назад, а сам вопрос домашнего образования нас интересовал уже лет пять или шесть. Нужно сказать, что в тот момент мы все-таки сократили расстояние между текущим и желаемым состояниями: сильно проще стали относиться к обучению в школе, к урокам, к посещению школы. Это положительно сказалось на нашем внутреннем семейном микроклимате. Ушли, например, засиживания за выполнением уроков с минимальными результатами, но до потери разума и возможными срывами. Думаю, многие знают, как это выматывает и участников и зрителей.
За прошедшие же с тех пор, полтора года, необходимая уверенность у нас появилась. Хотя может это громко, и корректнее так: почувствовали в себе силы попробовать. Для меня лично это произошло во многом в связи с нашим увлечением футболом и погружением в этот процесс прошедшим летом. Стала очевидна связь между затраченным временем, твоим желанием, действием и результатом.
Кроме уверенности есть еще несколько изменившихся факторов.
Во-первых, после переезда, на наш взгляд, обучение детей в местной школе было оптимальным вариантом изучения языка с погружением. Это сработало, дети говорят лучше нас, но, теперь, два года спустя после переезда, этот аргумент в пользу школы уже не так актуален. Эту свою функцию школа уже выполнила.
Во-вторых, еще после первого класса нам было понятно, что Арсений – человек не школьный, но тут, в болгарской школе, как писала Ксения, повезло с учителем. Поэтому мы решили подождать, пока Арсений доучится в начальной школе. И подождать, пока Миша пойдет в первый класс, чтобы посмотреть насколько «школьный» человек он. Дети по характеру, по ответственности, по исполнительности очень разные. Миша во многом «школьный» но в данном, конкретном случае после месяца в школе отношение у него изменилось кардинально. Он комфортно себя чувствовал, проведя год в этой же школе в подготовительном классе. И летом часто спрашивал и ждал, когда уже в школу. Но всего месяц спустя Миша с удовольствием пропускал и просил недельку или две отдыха. Может это закон сохранения энергии: с чем повезло Арсению, с тем не повезло Михе, может еще что-то, но результат вот такой.
Третьим, не столь значимым, но все же весомым фактором стало то, что дети начали учиться в разные смены и чтобы отвезти и забрать их со школы/в школу требовалось 4 поездки. То есть дорога, разные сборы, подъемы и так далее - минимум 2 часа в день. Откуда-то у нас нашлось 2 часа в день. Если мы будем проводить за занятиями с детьми хотя бы эти самые 2 часа в день – то это будет уже хорошо. И очевидно эти 2 часа у нас есть.
В итоге назрело совещание, взвешивание всех факторов и то решение, которое мы приняли: перевод на экстернат.
Что касается экстерната, то стоит сказать, что мы съездили в Софию, в школу при российском посольстве. Формат экстерната там такой, что зачисления фактического не происходит и можно аттестоваться на выбор по четвертям, полугодиям или годам. За один календарный можно сдать два учебных (академических) года – два класса. Возможно с января ситуация изменится, но пока так. По словам помощника директора, есть люди учащиеся в болгарской школе и сдающие аттестации в их школе, в итоге получат 2 аттестата. Сказали, что сдавать лучше в месяц или 3 недели, предшествующих каникулам, соответственно ближайшее для нас время экзаменов может быть в начале декабря, а следующее - в апреле. Библиотека школы при оставлении залога в 200 лев предоставляет все учебные материалы, пособия. Этой услугой мы воспользовались и набрали много килограмм учебников.
В Болгарии альтернативные формы обучения только начинают развиваться и экстернат из того, что мы узнали и что нам доступно, есть только в одной школе. Обратимся еще и туда, узнаем условия и требования.
***
Резюмируя, я обращу внимание на две вещи:
1. Переход на экстернат, это наша попытка на практике испытать то, что нам кажется оптимальным именно для нас. Для каждой конкретной семьи будут свои аргументы «за» и «против».
2. Главным представляется научить детей (да и себя, чего там) расставлять приоритеты, принимать решения, ставить и добиваться целей, делать то, что делать нужно и делать то, что делать важно. То есть научить детей навыкам, подходу к процессу, к тому, как искать и получать знания, развиваться.
Если на одном полюсе разместить строжайшее следование школьной системе со стремлением быть отличником, выполнением всех домашних заданий и изучением всего возможного факультативного, а на другом полный анскуллинг, то где-то между этими полюсами можно найти свое текущее положение и то положение, которое кажется в вашем жизненном укладе оптимальным. (Понятно, что я утрирую, и тут все может быть многополярным, но в самом простом/приближенном виде это так).
После изучения большого количества информации, статей, отзывов, форумов, после личного общения с людьми практикующими кукую-то из форм домашнего обучения, после жарких споров с одними и единодушных обсуждений с другими мы пришли к такой формуле: если родители могут обеспечить обучение ребенку дома, то это будет лучшим вариантом его развития. То есть мы поняли, что наше положение между двумя полюсами в тот момент и представление об оптимальном положении не совпадают.
Поняли, но не бросились к реализации, потому что не почувствовали в себе уверенности в том, что способны организовать процесс получения знаний и навыков дома. Было это года полтора назад, а сам вопрос домашнего образования нас интересовал уже лет пять или шесть. Нужно сказать, что в тот момент мы все-таки сократили расстояние между текущим и желаемым состояниями: сильно проще стали относиться к обучению в школе, к урокам, к посещению школы. Это положительно сказалось на нашем внутреннем семейном микроклимате. Ушли, например, засиживания за выполнением уроков с минимальными результатами, но до потери разума и возможными срывами. Думаю, многие знают, как это выматывает и участников и зрителей.
За прошедшие же с тех пор, полтора года, необходимая уверенность у нас появилась. Хотя может это громко, и корректнее так: почувствовали в себе силы попробовать. Для меня лично это произошло во многом в связи с нашим увлечением футболом и погружением в этот процесс прошедшим летом. Стала очевидна связь между затраченным временем, твоим желанием, действием и результатом.
Кроме уверенности есть еще несколько изменившихся факторов.
Во-первых, после переезда, на наш взгляд, обучение детей в местной школе было оптимальным вариантом изучения языка с погружением. Это сработало, дети говорят лучше нас, но, теперь, два года спустя после переезда, этот аргумент в пользу школы уже не так актуален. Эту свою функцию школа уже выполнила.
Во-вторых, еще после первого класса нам было понятно, что Арсений – человек не школьный, но тут, в болгарской школе, как писала Ксения, повезло с учителем. Поэтому мы решили подождать, пока Арсений доучится в начальной школе. И подождать, пока Миша пойдет в первый класс, чтобы посмотреть насколько «школьный» человек он. Дети по характеру, по ответственности, по исполнительности очень разные. Миша во многом «школьный» но в данном, конкретном случае после месяца в школе отношение у него изменилось кардинально. Он комфортно себя чувствовал, проведя год в этой же школе в подготовительном классе. И летом часто спрашивал и ждал, когда уже в школу. Но всего месяц спустя Миша с удовольствием пропускал и просил недельку или две отдыха. Может это закон сохранения энергии: с чем повезло Арсению, с тем не повезло Михе, может еще что-то, но результат вот такой.
Третьим, не столь значимым, но все же весомым фактором стало то, что дети начали учиться в разные смены и чтобы отвезти и забрать их со школы/в школу требовалось 4 поездки. То есть дорога, разные сборы, подъемы и так далее - минимум 2 часа в день. Откуда-то у нас нашлось 2 часа в день. Если мы будем проводить за занятиями с детьми хотя бы эти самые 2 часа в день – то это будет уже хорошо. И очевидно эти 2 часа у нас есть.
В итоге назрело совещание, взвешивание всех факторов и то решение, которое мы приняли: перевод на экстернат.
Что касается экстерната, то стоит сказать, что мы съездили в Софию, в школу при российском посольстве. Формат экстерната там такой, что зачисления фактического не происходит и можно аттестоваться на выбор по четвертям, полугодиям или годам. За один календарный можно сдать два учебных (академических) года – два класса. Возможно с января ситуация изменится, но пока так. По словам помощника директора, есть люди учащиеся в болгарской школе и сдающие аттестации в их школе, в итоге получат 2 аттестата. Сказали, что сдавать лучше в месяц или 3 недели, предшествующих каникулам, соответственно ближайшее для нас время экзаменов может быть в начале декабря, а следующее - в апреле. Библиотека школы при оставлении залога в 200 лев предоставляет все учебные материалы, пособия. Этой услугой мы воспользовались и набрали много килограмм учебников.
В Болгарии альтернативные формы обучения только начинают развиваться и экстернат из того, что мы узнали и что нам доступно, есть только в одной школе. Обратимся еще и туда, узнаем условия и требования.
Отправной точкой для нашего внутреннего домашнего расписания выступает время детских тренировок по футболу и наших в зале. Мы не планируем жесткий переход, предполагаем постепенное введение обязательных учебных часов, занятий в течение пары-тройки недель. Хотим и, думаю, будем делать все вместе. Хотим для начала научить детей тому, что умеем сами. В ближайшее же время планируем творческие направления для детей, занятия по рисованию, в частности.
Я намеренно не привожу здесь плюсы и минусы обучения в школе, хомскуллинга или анскуллинга - во-первых, то что для одних плюс - для других будет минус, а во-вторых, вес этих плюсов и минусов у всех будет индивидуальным. Информации о плюсах, минусах, исследованиях, особенностях и вообще информации по данному вопросу достаточно, но ключевое значение имеют условия каждой конкретной семьи.
Скажу, что мы не сторонники анскуллинга, полного самообучения детьми или формата когда дети делают и изучают только то, что хотят. Я думаю, что нет на земле профессий и занятий, где бы в процессе деятельности было только то, что нравится. Поэтому думаю, что важно научиться делать то, что надо в определённые сроки сделать и научиться делать это хорошо. Научиться вникать в то, что не очень интересно, но во что вникнуть требуется. Этот процесс требует много навыков, которые важны и полезны в жизни: дисциплина, ответственность, самостоятельность, умение расставить приоритеты.
Я намеренно не привожу здесь плюсы и минусы обучения в школе, хомскуллинга или анскуллинга - во-первых, то что для одних плюс - для других будет минус, а во-вторых, вес этих плюсов и минусов у всех будет индивидуальным. Информации о плюсах, минусах, исследованиях, особенностях и вообще информации по данному вопросу достаточно, но ключевое значение имеют условия каждой конкретной семьи.
Скажу, что мы не сторонники анскуллинга, полного самообучения детьми или формата когда дети делают и изучают только то, что хотят. Я думаю, что нет на земле профессий и занятий, где бы в процессе деятельности было только то, что нравится. Поэтому думаю, что важно научиться делать то, что надо в определённые сроки сделать и научиться делать это хорошо. Научиться вникать в то, что не очень интересно, но во что вникнуть требуется. Этот процесс требует много навыков, которые важны и полезны в жизни: дисциплина, ответственность, самостоятельность, умение расставить приоритеты.
***
Резюмируя, я обращу внимание на две вещи:
1. Переход на экстернат, это наша попытка на практике испытать то, что нам кажется оптимальным именно для нас. Для каждой конкретной семьи будут свои аргументы «за» и «против».
2. Главным представляется научить детей (да и себя, чего там) расставлять приоритеты, принимать решения, ставить и добиваться целей, делать то, что делать нужно и делать то, что делать важно. То есть научить детей навыкам, подходу к процессу, к тому, как искать и получать знания, развиваться.
Будет интересно, будет сложно, будет что рассказать.
Удачи!
ОтветитьУдалитьПрисоединюсь - удачи! Все думала - когда же вы решитесь (в том что решитесь - не сомневалась). С интересом будем ждать дальнейших рассказов.)))
ОтветитьУдалитьСпасибо, дорогая )
УдалитьСущественно облегчили жизнь детям и усложнили себе) Советую попробовать Вальдорфскую методику, когда старшие обучают младших (у Вас идеальная ситуация: старший сын может обучать младшенького, при этом учась сам))) Одно время посещали с сыном садик с такой системой. Нравилось) Знаю девочку, которая закончила такую школу и не смогла легко находить общий язык с людьми, прошедшими советскую школу, но смогла хорошо и СБОВОДНО общаться с европейсими людьми))))
ОтветитьУдалитьПолностью вас поддерживаю и желаю набраться сил и трепения))) Уж очень это тяжелый, но значимый труд!
ЗЫ: надеюсь, не вернетесь в школьную систему никогда)))
Лера, прям в точку! Только вчера обсуждали что надо старшего обязательно подключать к обучению младшего )) Про облегчили/усложнили - тоже верно, но дети наши и нам в удовольствие посвящать им время. Огромное спасибо за пожелания.
УдалитьБольшое спасибо за такой подробный рассказ. Очень интересно! А как ваши родственники отнеслись к вашему решению? Уверена, в нашем случае началась бы война (
ОтветитьУдалитьРодственников обрабатывали давно и постепенно )) Сначала моя мама даже слышать не хотела о каком либо другом варианте получения образования, кроме как в школе. Но сейчас она нас поддерживает.
Удалить