воскресенье, 26 июля 2015 г.

Домашнее обучение: вовлечение


Вовлечение в процесс получения знаний в любом образовании момент решающий. Вовлекли и заинтересовали тех, кого учат – дальше будет легче, дальше движение будет совместное, движение в одну сторону. Не то чтобы совсем как по рельсам, заминки неизбежны, но будет легче. Не заинтересовали – продолжится движение в разные стороны:
  • их учат, а они не учатся, а ждут когда их закончат учить; 
  • их учат, а они не понимают зачем это - и тут либо надо каждый раз рассказывать зачем, либо это просто потеря времени; 
  • их учат, а они защищаются, никто не знают от чего, но такова роль и защищаются, даже если сопротивление будет сломлено, партизанская война все равно продолжится. 

Я уже сто раз прочел и услышал, как хорошо, чтобы ребенок был вовлечен в процесс обучения и понимал, зачем он что-то изучает, для чего это ему нужно и как применит. Это, конечно, правильно, я бы только добавил, что это и к взрослым относится: полностью доучившихся всему людей я не встречал и уверен никогда не встречу – всю жизнь учимся. Чтобы так произошло, предполагается использовать увлечения ребенка (ну да и взрослого) как основу. Привлекли внимание, показали интересное, показали, что полезное и если все совпадет в этой магической формуле – обучаемый будет получать знания сам, будет заинтересован в получении знаний, ну или хотя бы перестанет сопротивляться, получит начальный импульс.

Как вы понимаете наше увлечение – футбол и, как удалось через него вовлечь Мишу в изучение географии я уже писал. Активная практика чтения у того же Михаила проходит с книгой – «Я, Златан», это будет его первая большая книга. Но на этом вроде бы ресурсы использования увлечения закончились, куда еще этот футбол запихаешь?!
Но, как-то мы обсуждали новичков Спартака, и случайно возникла вот такая задача:

Условия:
В начале трансферного окна у Спартака было 20 млн. евро.
Купили Попова за 6 млн. евро
Купили Зе Луиша за 6,5 млн. евро
Продали Барриоса за 10 млн. бразильских реалов. = ___  млн.евро
Курс: 1 евро = ___  бр.реала.
Продали Хурадо за 7 млн.фунтов = ___   млн. евро
Курс: 1 евро = ___ фунта.
Продали 50%  прав на Кариоку, общая цена которого 7 млн.евро =  ___ млн.евро.
Расторгли контракт с Эббертом и Билялетдиновым, что позволило сэкономить 2 млн. евро и направить их на трансферы.

Запишите общим примером условия и найдите, сколько у Спартака осталось на трансферы. Хватит ли на Черышева?  

Это заняло около минуты, в смысле мне придумать такую задачу. Вы удивитесь, но я все это знаю и помню, но не только я – дети тоже. Мы не знаем зачем нам это, но это связано с увлечением. Принято считать, что его можно не объяснять и оно может быть иррациональным – и это удобно ))

Еще минуту я потратил показывая, где найти курс евро к чему-то другому и все. Сел, жду. И получилось – им было интересно решать, а мне интересно смотреть. Они нашли! "На Черышева хватит!!" (22 млн.евро надо).

Я придумал еще несколько версий, незначительно меня условия в сравнении с реальными. Потом условия менялись и сами – трансферное окно открыто и приходили новости, которые мы включали в задачу, сверяли текущий курс и искали новый ответ.

Очевидно, что подобные задачи можно привязать к любому спорту, можно считать доли побед, зарплаты и все, что угодно. Я увлекался в школе баскетболом и помню, какой восторг вызвало у меня упоминание баскетбольного мяча в непрофильном предмете: объем и площадь поверхности искали в геометрии и давление в физике – с удовольствием все тогда нашли.

Да и не только к спорту – думаю любое увлечение можно привязать. У Арсения есть его сверстник, приятель, он увлекается шитьем – ну тоже же не проблема: заказали ткань в Турции, по столько-то лир за метр и так далее…

В придуманной задаче, я помог только округлить, пока это не изучено, но подойдут к округлению – тоже практика. Ну и курсы мы нашли как евро к другой валюте, но не обязательно что они будут поданы так и – пожалуйста пропорции с «х» - изучайте. Условия трансферов тоже очень разнообразны, их можно добавлять с изучением новых тем (прогрессия, например).

В общем, мы продолжим решать иногда и такие задачи, а не только то, что предлагают учебники. Не могу сказать, что вышло полное вовлечение, но думаю что так получилось в нашем случае математику немного «раскрасить», показать, что она может быть интересна и нужна в обычной жизни и связана с их увлечением.

Добавлю, что некоторые математические навыки дети оттачивают так же в футбольном фэнтези – подбирая команду в заданных условиях и с ограниченным бюджетом. Учатся считать, учатся подмечать, учатся анализировать и прогнозировать. Учатся играя.

Нам понравилось. Нужно что-то делать, делать то, за что взялся, что-нибудь получится, а иногда откроется новое, возникнет идея. Не отступайте от намеченного.

----
UPD: Наши занятия футболом переросли формат просто походов в секцию. Это стало ближе к образу жизни, у нас есть цели, желание и действия. Потому тему футбола мы вынесли в отдельное место – это блог «Как воспитать футболиста?», где делимся тем, что нашли и попробовали в поисках ответа на этот вопрос. Тренировки, физическое, техническое, тактическое и психологическое развитие, вопросы восстановления, отзывы и наша футбольная жизнь. Добро пожаловать!

4 комментария :

  1. Здорово!Вы молодцы!И кстати спасибо, натолкнули меня на идею)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, на это и был расчет ))) мы сами постоянно в поиске идей, как сделать процесс получения знаний захватывающим и эффективным.

      Удалить
    2. Ксения, приглашаю к себе на конфетку http://kattyshider.blogspot.com/2015/07/blog-post.html

      Удалить
    3. Спасибо. Ни разу не участвовала в подобном, может пора начать ;-)

      Удалить

UA-104963231-2