среда, 6 июля 2016 г.

Родители юных спортсменов (Родителям талантов!)


Несколько турниров, много тренировок, даже несколько ночей плохого сна и, как обычно, размышления. Вот что вышло: спортивная команда это взаимодействие трех групп субъектов. Это я о спорте, в основном детском, ну и в частности о футболе.
Итак, субъекты такие: футболисты (дети), собственно клуб (тренер, организатор), родители.
Если все три субъекта имеют общую цель, то при грамотном плане подготовки мы можем получить сильную команду.
Возможно, я столь высоко ценю взаимодействие и эффективную работу всех трех субъектов, объединенную одной целью, потому что в нашем случае такого взаимодействия и работы не было.

Родители всегда предвзяты. Как бы не пытались «отстраненно» взглянуть на уровень своих детей – все равно будут оговорки, субъективные причины и искажения. Они детей любят и дети у них всегда способные и талантливые. Это понятно и хорошо.
Но если мест на поле меньше чем игроков в команде (а всегда именно так и есть) то есть основания для конфликта: пересекаются интересы и притязания разных людей. Случится конфликт или нет, во многом зависит не от тренера. Думаю в детском спорте это даже скорее исключение, если попался такой превосходный тренер, который еще и этот аспект «закрыл». Считаю, что зависит от родителей. Причем проблема не в том, что они начинают считать, минуты, проведенные на поле или полезные действия их ребенка. Считать все равно будут. Проблема начинается там, где родители подсчеты по своему ребенку начинают сравнивать с подсчетами по чужому. И когда им что-то покажется несправедливым и захочется справедливости. 

В общем, сегодня я хочу поделиться мыслями о месте и роли родителей в детском спорте. Это не нравоучения, а опыт. Что конкретно можно сделать, чтобы помочь ребенку прогрессировать. Независимо от занятия, которым занимается ребенок, обычно родители могут заниматься с ним. Не обязательно буквально, но как минимум создание соответствующей среды и условий и разносторонняя подготовка родителям по силам.

Вернемся к взаимодействию субъектов. Вот так схематично мне видится ситуация, а точнее команда, в данном случае футбольная.

Главная мысль в том, что все что в нижнем блоке – тренер по физической подготовке, диетолог, повар, тренер по технике, тренер по тактике, шофер, физиотерапевт, психолог, аналитик соперников и так далее – до того момента пока дети не станут профессионалами, обеспечивают родители. После того как станут профессионалами – клуб. Обычно переход не одномоментный, а по мере взросления клуб берет на себя все больше из нижнего блока. Но пока речь о детях – всю эту работу должны обеспечить родители. Если конечно они нацелены на результат.

К слову, подчеркну, что под результатом я понимаю только прогресс игрока. Прогресс развития физических, технических, тактических и психологических качеств ребенка. Ответственная работа всех членов команды приведет и к прогрессу команды, расширению ее возможностей. Кубки, первые места и личные награды в детском спорте – это хорошо и может здорово мотивировать, может даже свидетельствовать о правильной работе, но это не есть цель. Это все ближе к количественным оценкам, а должен быть акцент на качестве. Количество станет важным потом. Качество – это, например, прогресс в освоении новых навыков, понимании игровых ситуаций.

Детский футбольный клуб, или академия большой команды, может просто не иметь возможностей и не заниматься всеми перечисленными в нижнем блоке вопросами. Хорошо если что-то на себя берет – но вряд ли все. Родители сами (то есть буквально сами: объяснили, потренировали, разобрались) или родители оплатили – не важно. Важно чтобы ребенок развивался.

Если игрок выходит на матч и не может бежать, не ускоряется и быстро устает - нужно заниматься физической подготовкой, заодно разобраться с питанием. Не успевает восстановиться? - физиотерапия и опять же питание. Не может мяч обработать – нужно заниматься техникой, контролем. Игрок не понимает цели, не знает, зачем он вообще на турнире участвует и чем, по большому счету, занимается, или игрок сильно нервничает, не уверенно себя ведет – нужно с ним общаться, обсуждать, то есть нужна работа психолога. Не страхует партнера, или перекрывает его движение, медлит с принятием решений, бросается – нужно заниматься тактикой. Или, например, противостоит левше, бросается весь матч под правую и обыгрывается влево – учим замечать, подстраиваться по ходу матча под соперника, а если есть возможность, готовимся к нему. Ну и так далее. Идея проста, и уверен, что понятна.

Следующий момент это взаимодействие. Направлений работы много, у всех детей свои особенности, родители должны общаться, получать сигналы от тренера об их ребенке и реагировать. Что еще важнее – это получать сигналы от ребенка. Должна быть обратная связь: по самочувствию, потребностям и желаниям, нельзя только требовать. Ребенок должен понимать свое место в этой системе, понимать, зачем это ему, в том числе осознавать ответственность, которую несет как член команды.

Наш опыт таков, что родители очень много хотят и требуют от тренера, в то время как сами ограничиваются выполнением ролей шофера, спонсора и персонального болельщика. Это тупик. Примерно в таком тупике мы недавно оказались. О нем я тоже планирую рассказать, но позже, а пока лишь одно замечание. Родители считают, что они справедливо требуют всего от тренера, потому что тренирует он, соответственно он за все отвечает. Если бы они тренировали – была бы их ответственность. Это заблуждение, цена которому разочарование и отсутствие прогресса.

***
Не нужно избегать и бояться той части работы и ответственности, которую на определенном этапе могут взять на себя только родители. Есть, наверняка, родители и семьи, которые в силу образа жизни, внутренней своей организации выполняют всю эту работу даже и не задумываясь особо, просто потому что так надо. Отлично, если у Вас так.
Думаю, есть немало родителей, готовых активнее участвовать в развитии ребенка, но, которые не знают с чего начать. Решительнее, главное участвовать, главное начать, а с чего именно не важно: питание, общефизическое развитие, мотивация какая-то, что угодно. Это не страшно, это интересно и вам понравится, когда увидите результаты.

UPD: Наши занятия футболом переросли формат просто походов в секцию. Это стало ближе к образу жизни, у нас есть цели, желание и действия. Потому тему футбола мы вынесли в отдельное место – это блог «Как воспитать футболиста?», где мы делимся тем, что нашли и попробовали в поисках ответа на этот вопрос. Тренировки, физическое, техническое, тактическое и психологическое развитие, вопросы восстановления, отзывы и наша футбольная жизнь. Добро пожаловать!

Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2