пятница, 8 июля 2016 г.

Зашколивание и расшколивание. Ориентир на оценку, а не на качество навыка


Довелось тренироваться вместе с Киро - Мишкин одноклубник и друг. Но сегодня совсем не о футболе, а об интересном навыке обучения и поведения Киро.
Было задание: попадание в перекладину, 50 ударов с 6-ти метров, нужно считать, чтобы определить точность. 50% точности – это пропуск к следующему этапу у нас, кроссам с дальней дистанции, для этого и считаем. Но Киро столько деталей не объясняли, просто сказали: считай удары и попадания.
И Киро считал. Но считал сильно неточно: постоянно завышал количество попаданий и занижал количество ударов.
При этом у нас есть один нюанс: это не просто удары, в смысле любые, нет. Нужно «щечкой» подсечь, но достаточно сильно при этом. И самое главное, говорю перед каждым таким упражнением: «качество – именно правильно выполненные удары, по замаху, опорной, точке касания и продолжению, качество! Ноль попаданий меня не расстроит – расстроят ошибки на ударе».
Эту часть, идею эту о качестве донесли, удар сам разобрали и показали. Я как смог примером и словами из разных языков, а дети на нормальном болгарском, понятном и тоже с примерами.

Ну и итог: Киро две тренировки к ряду стремился к как можно более высокой оценке, не к качеству. Хотя, на мой взгляд, в качестве он прибавил и мог бы и без завышений быть довольным. Еще я точно знаю, что он делал это не со зла и совсем не из подлости.
Но завышал процент, как мог. Причем порой менял статистику даже без нанесения очередного удара. Уточнял, сколько пробили ребята, и говорил немного ниже. Интересно что никогда не говорил что у него больше чем у того кто лидировал. 23-40? О а у меня 21-41.

Я думаю это чисто школьный навык. Ему не учат специально, конечно я так не думаю. Но в рамках оценивания, если есть возможность завысить свою оценку – она завышается. Об этом есть у Дэна Ариэли в «Предсказуемой рациональности», да, уверен, не только у него - таковы люди. Это вроде как нормально. Определенная среда развивает или активирует определённые качества. У Киро среди прочего активировано такое.

Если ведь разбирать – он бьет для себя, учится бить для себя, а оценки завышает для других, для меня или для Миши и Арса – я, мол тоже крут. Когда что-то делаешь и понимаешь зачем это тебе, оцениваешь и стараешься, то ориентируешься на качество. Количество все равно будет высоким, все равно этот высокий % попаданий придет. Но если ты в принципе ориентирован на оценку, то оценкой и будешь заниматься. Таков мой вывод.

Есть три правила эффективной тренировки:
1. Понимание цели
2. Обратная связь (оценка того что делаешь)
3. Стремление увеличить и улучшить результат.


Собственно это именно нацеленность на качество и осознанная деятельность, любая, не только тренировки. Думаю, когда дело делается ради оценки, ни одно из этих правил не работает правильно, потому что происходит подмена с первым: думают, что цель не овладеть навыком, например, а получить высокую оценку.

Впредь осторожнее буду на тренировках с количественными оценками, зачем будить ненужное.
Не думаю, что это безнадежно, скорее напротив. Думаю, что простое объяснение поведения и объяснение целей решит проблему. И с Киро же на следующей неделе попробуем. Да и с, Арсом, время от времени приходится этим заниматься.

Все, такое вот наблюдение, назову его "зашколивание". 

Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2