четверг, 8 августа 2013 г.

Пендель

Тут две маленькие части. Прочитать их можно в любом порядке. Причем, мне кажется, что от порядка будет зависеть настроение и мысли, которые возникнут. 

***
Воспитание детей и взаимоотношения в семье – два вопроса, в которых у меня нет какой-то полной картины и ясности. Два вопроса, в которых нельзя взять паузу, которые развиваются и ставят перед тобой задачи все время, постоянно. Все время нужны новые решения. 
Какое-то время назад я думал, что можно опираться на опыт других и идея была в том, что «мы не первые на Земле и не единственные и все возможные ситуации и проблемы уже возникали». Сейчас я в этом не уверен. Из всего этого опыта человечества я могу использовать только подход, суть которого состоит в том, что проблемы решаемы, что решения должны быть осмысленными и выходы есть всегда. Все остальное – частные случаи. Все ситуации, классификации и приемы, описанные в литературе, статьях и заметках – это чей-то чужой опыт, в чужой ситуации, хорошо еще, если рассказчик говорит о своем, а не услышанном от кого-то или чем-то теоретическом. Я не говорю, что они неприменимы, я говорю о том, что все это подвижно и индивидуально. То, что работает сегодня, даже с этим конкретным ребенком, не факт что будет работать завтра, при этом не значит, что больше не будет работать никогда. 

В начале, наверное, большинство из нас использует какие-то модели/методы/приемы взаимоотношений и воспитания из своей семьи, из своего детства. Повторяя опыт «счастливой» семьи или действуя от противного, когда семья была «не счастливой». Я, например, вспоминая, своё детство и папу знал, как действовать не надо. Но, в какой-то момент эти руководства закончились. Та моя семья из детства не дошла до той стадии, на которой моя настоящая семья. Да даже если бы и дошла, я не вник бы в особенности и не понял бы то, что глубже. Это был бы их опыт. В общем, в какой-то момент вы начинаете жить сами. Хорошо если успели сложиться какие-то ценности, принципы, хорошо, если это все вообще осмысленно, а не само по себе или как придется. 

Это одна сторона, понятно, что есть еще и другая – эмоциональная. Ведь люди, о которых идет речь, твоя семья – это самые дорогие и близкие и именно они вызывают больше всего эмоций и чувств. Разных эмоций. И если бы не эти эмоции все было бы проще, но тогда бы, наверное, не имело смысла. 
Не редко не знаю, что делать, а иногда сделав, понимаю, что не правильно. Не редко эмоции сильнее, а иногда просто устал. Но как-то успокоишься, разбираешься, понимаешь. И потом все заново. 

Каждый из нас особенный и неповторимый, умножается на особенную ситуацию и на его текущее настроение, накопленный опыт и на много чего еще умножается и получается что-то совсем уж особенное. К чему подобраться без чувств и эмоций просто и хотеться не будет. И подбираемся, и интересно, и думаем, и не перестанем. 
Мы тут пошли на танцы, сальса, наш тренер/учитель говорит: стилей сальсы много, столько, сколько людей занимается сальсой – столько и стилей. Есть базовые движения, но не более, все остальное ваша фантазия и творчество: когда, что, как… все это ваши решения и ваш стиль. 
Не буду разжевывать, итак понятно, что метафора в точку. 

***
Вчера, как обычно среди недели мы поехали поиграть в футбол с детьми, я писал, что закрепляем пройденное на тренировках, оттачиваем. Вот значит играем мы с Арсом в отбери/укрой мяч, один-на-один. Играем, забавно, он старается, я подыгрываю, подсказываю. В какой-то момент останавливаю мяч, а Арс спотыкается об него и падает. Я улыбаюсь, подаю ему руку, помогая встать, он берет мою руку и пинает меня туда, куда вообще пинать не надо. Со свирепым лицом, как врага, пинает. И я в ответ даю ему увесистый пендель. Не детский такой пендель по его мягким тканям. Не изо всех сил, но все-таки сильнее, чем обычный «дружеский», сильнее чем следовало. Все это быстро за одно мгновение. И в следующее мгновение, когда я начинаю ему объяснять, что он сильно не прав, что так эмоционально реагировать нельзя и нельзя бить соперника меня ВСЕ ВООБЩЕ так бесит. Меня все бесит, потому что меня бесит мое действие. 

Я понимаю, что я просто не могу говорить сыну, что так нельзя, если я сам так сделал, причем сам именно психанул и поджопник ему выдал. Я не понимаю, что делать, я в тупике. И это бесит. Пендель не перемотать, не отменить, пендель сделан, Alea jacta est, блин. И дальше я уже сильно психую на себя. Очень сильно. И это всего три мгновения. В следующую минуту мы жестко разговариваем о том, что оба сильно не правы… А еще через пару минут играем дальше, с прежним смехом, старанием, и откуда-то хорошим настроением, которые Арс сохраняет до конца тренировки. А после тренировки, искупавшись в бассейне, вылез и объявил: «Папа, я тебя люблю». Все, занавес. 

У него, судя по всему, занавес, а у меня осадок. Я думаю об этом, засыпаю сильно позже. Я не понимаю этот опыт. Я читал в интервью хорошего российского тренера: 
– Стало быть, запустить бутсой в игрока – не ваш метод?
– А я в свое время запускал. Опять же когда работал с молодыми игроками – тогда этот метод был самым эффективным, на самом деле. Это как с ребенком, которому ты долго объясняешь, объясняешь, а потом дал леща – и он сразу все понял. Это ускоряло процесс. Но сегодня вряд ли...

Он допускает «леща», да и многие допускают, но как метод. А мой-то, конкретный «лещь» это никакой не метод. Я честно в этот момент не занимался никаким воспитанием, я в этот момент офигел и отреагировал, проиграв эмоциям. Я об этом жалею. Я офигел и от случившегося и от того, что такая реакция Арса и близкие к ней не в первый раз и мы говорили об этом: я объяснял спокойно, объяснял напористо, объяснял с аргументами, с шутками, объяснял ультимативно, в общем, по-разному, но ситуация повторилась. И что мне делать, если именно такой мой «ход» поможет? Я сторонник объяснений, отношений с ребёнком как с равным, с этого я начинаю, это первый выбор. И тут пендель. То есть не важно же сколько продержался алкоголик, если он сорвался?! Не важно, потому что это все напрасно, обесценено и выброшено им, в тот момент, когда он сорвался. И я выбросил и обесценил свои объяснения и попытки. Ба-а-а-ам по жопе. И нету. Понимание этого меня бесило в тот момент, бесило после, да и сейчас неприятно и стыдно. 

Дописываю, подходит Арс, читает со стороны название и говорит: «Ааа, ты все еще помнишь!». Да, я помню, и думаю именно в его интересах, чтобы я помнил как можно дольше. Даже если выйдет, что Арс понял и усвоил, как делать не надо, и вроде как «сработало», использовать такой метод не собираюсь. Но я, конечно, использую воспоминания об этом конкретном пенделе. Поводы я уверен будут, и Арс и Миха мне их еще не раз дадут. Без этого не получится, ведь жизнь идет, и они как-то пробуют жить, прощупывают. И пусть прощупывают, по-другому не получится, а то чего делать не надо, мы теперь можем «огородить» пенделями. Расставить как буйки, воспоминания об этом эпическом поджопнике. Хоть какая-то польза.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

UA-104963231-2